Аккумуляторщик
Аккумуляторщик – специалист высокой квалификации по обслуживанию и ремонту аккумуляторных батарей. В его задачи входит ремонт аккумуляторов любой сложности, а также в ряде случаев производство новых.
Поскольку основная работа аккумуляторщика сопряжена с различными веществами и агрессивными средами, от него требуется высокая квалификация и множество прикладных знаний в области химии, электротехники и технологии.
История профессии аккумуляторщика
Прообраз аккумулятора изобрел Иоганн Вильгельм Риттер более 200 лет назад. В современном мире мы не представляем жизнь без аккумулятора — на разных типах аккумуляторов работает транспорт, погрузочная техника, всевозможные мобильные устройства. Аккумуляторные батареи все чаще применяются как источники бесперебойного питания.
Огромное количество техники, работающей на многозарядных аккумуляторных батареях, требует обслуживания, а значит и специальных знаний. Поэтому профессия аккумуляторщика необходима во многих отраслях.
Плюсы и минусы профессии аккумуляторщика
Плюсы:
- Достаточно высокая востребованность на рынке труда
- Высокая зарплата у специалистов высокой квалификации и с опытом работы
- Профессия не требует длительного обучения в университете, достаточно пройти курсы или получить среднее специальное образование
- Возможность сравнительно быстрого переобучения при наличии иной базовой специальности
Минусы:
- Вредные и опасные условия труда (сквозняки, подъем тяжестей, токсичные пары кислот и щелочей, травматичность)
- Высокая степень ответственности
- Часто ненормированная работа (многое зависит от условий и места работы)
Документы для устройства на работу
Работать специалистом по ремонту и производству аккумуляторных батарей можно только, если получена и защищена квалификация электробезопасности. Соответственно, аккумуляторщику для трудоустройства нужны:
- Удостоверение с допуском по электробезопасности не ниже III уровня (до 1000 В)
- Документ (удостоверение) о присвоении квалификации аккумуляторщика
- Сертификат по охране труда и технике безопасности
Обязанности аккумуляторщика на производстве
У профессии аккумуляторщик два разных направления работы и, соответственно, две специализации. Одни аккумуляторщики изготавливают аккумуляторы и собирают их. Другие заправляют электролитом, заряжают и проверяют на работоспособность. Соответственно, и обязанности на производстве у них будут разными.
Однако, чем бы ни занимался аккумуляторщик, в своей работе он руководствуется должностной инструкцией и инструкцией по технике безопасности на производстве. В этих двух документах перечислены основные обязанности аккумуляторщика.
Основные обязанности аккумуляторщика:
- собирать и разбирать аккумуляторы разных типов, производить фильтрацию, обезжиривание сосудов, осуществлять подготовку дистиллированной воды
- очищать и промывать аккумуляторные сосуды
- готовить аккумулятор к заряду
- измерять напряжение аккумуляторных батарей
- заряжать аккумуляторы
- определять уровень и плотность электролита
- паять соединения аккумуляторных батарей
- готовить раствор щелочи
- выявлять повреждения и устранять их на элементах батарей
- удалять шлам, отливать свинцовые наконечники и соединительные полосы
- определять качество электролита
- вести техническую документацию
Это неполный список обязанностей, которые можно дополнительно разбить в соответствии с разрядом аккумуляторщика.
Разряды аккумуляторщиков
В Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС) перечислено пять разрядов профессии аккумуляторщик.
Аккумуляторщик 1 разряда
- разбирать и собирать готовые аккумуляторы;
- грамотно обезжиривать аккумуляторные сосуды;
- провести фильтрацию и подготовку дистиллированной воды;
- очищать от дефектов производства компоненты пластин и наконечники;
- готовить аккумулятор к ремонту и зарядке.
Аккумуляторщик 2 разряда
- сборка и разборка аккумуляторов всех типов;
- зарядка аккумуляторов и батарей;
- пайка соединений;
- определение плотности электролитов;
- приготовление щелочного раствора;
- ведение журнала эксплуатации зарядной станции.
Аккумуляторщик 3 разряда
- простой и средней сложности ремонт аккумуляторов и батарей;
- устранение повреждений элементов;
- отливка отдельных свинцовых деталей (наконечников, полос);
- приготовление электролита;
- пайка отдельных элементов аккумуляторов и монтаж крышек;
- ввод аккумуляторов в эксплуатацию.
Аккумуляторщик 4 разряда
- ремонт и формовка аккумуляторов любой сложности;
- ремонт зарядных станций и агрегатов;
- регулирование силы тока и напряжения при заряде;
- испытание аккумуляторных батарей;
- определение качества электролита;
- оформление технической документации при вводе батареи или аккумулятора в эксплуатацию.
Аккумуляторщик 5 разряда
- особо сложные работы по ремонту и формовке аккумуляторных батарей;
- дефектовка судовых аккумуляторов перед вводом в эксплуатацию;
- корректирование химического состава электролита;
- производство паяльных работ на водородных агрегатах;
- капитальный ремонт зарядных станций и так далее.
Разумеется, аккумуляторщику без опыта сначала предстоит работать под надзором опытных наставников. К самостоятельной работе он будет допущен только после сдачи экзамена по технике безопасности при работе с кислотами и щелочами, а также получив допуск по электробезопасности.
Аккумуляторщик в армии
Штатное расписание Вооруженных сил и Военно-морского флота РФ также предполагает подобную должность. Аккумуляторщики в армии служат в основном в подразделениях материального обеспечения и, соответственно, обслуживают материальную часть: аккумуляторы воздушных судов, автомобилей, бронетехники. На военно-морском флоте (ВМФ) аккумуляторщик — штатная должность на любой подводной лодке, причем обязательно офицерская.
Обязанности у армейских аккумуляторщиков в целом те же самые, что и на «гражданке»: зарядка и ремонт аккумуляторов и батарей.
При этом, согласно штату, занимать должность аккумуляторщика в армии могут как рядовые срочной службы, так и контрактники. Главное требование — наличие соответствующего образования и родственной гражданской специальности. Впрочем, в последние годы ответственную техническую работу предпочитают отдавать именно военнослужащим контрактной службы. Техники на аэродроме, к примеру, все носят звание старших сержантов и прапорщиков, или даже носят офицерские погоны.
Требования к знаниям аккумуляторщика
Квалифицированный аккумуляторщик должен знать:
- Основы физики и химии
- Основы электротехники
- Конструкцию, устройство и назначение всех типов аккумуляторных батарей
- Умение рассчитать схему сопротивления при заправке и подключении аккумулятора в цепь
- Правила эксплуатации, обслуживания и ремонта всех типов аккумуляторов (включая судовые)
- Умение подбирать плотность электролитов в зависимости от мощности аккумулятора
- Умение паять соединения аккумуляторных батарей
- Умение определять качество растворов и электролита
- Знание технической документации, правила ее составления
- Правила безопасности при работе с кислотами и щелочами
Здесь мы перечислили лишь некоторые особенности работы аккумуляторщика. В действительности этот перечень еще длиннее.
Профессия востребована в машиностроении, в сфере услуг по обслуживанию автомобилей, строительной техники, мобильных устройств. С каждым годом сфера применения аккумуляторов расширяется, значит и расширяется количество рабочих мест, где будут востребованы специалисты-аккумуляторщики.
Зарплата аккумуляторщика на производстве
Профессия аккумуляторщика пользуется спросом, если судить по объявлениям на сайтах поиска работы. Квалифицированные рабочие требуются на аккумуляторных заводах, а также на производственных базах и предприятиях, где требуется обслуживание техники, на станциях технического обслуживания и в транспортной сфере.
Однако почти во всех случаях требуется опыт работы в аналогичной или схожей сфере, а специалист первого разряда будет получать совсем немного.
В объявлениях о найме на работу часто попадаются объявления по смежной профессии автоэлектрика-аккумуляторщика. Такие универсальные специалисты ценятся на предприятиях технического обслуживания автомобилей. Среднее предложение по зарплате колеблется в районе 35 — 40 тысяч рублей.
В целом, аккумуляторщик 3 разряда уже может рассчитывать на 25-35 тысяч рублей и официальное трудоустройство. Работник с 5 разрядом квалификации в среднем получает выше 40 тысяч рублей.
В некоторых компаниях могут также предложить совмещенную должность – к примеру, механика с корочками аккумуляторщика и в целом, судя по ситуации на рынке труда, гораздо выше сейчас ценятся универсальные работники.
Какие есть льготы у аккумуляторщика
Из-за того, что представителям этой специальности приходится иметь дело с едкими и ядовитыми веществами (щелочь, кислота, свинец), профессия аккумуляторщика включена в перечень особо вредных для здоровья. Она включена в Льготный список №2 из Постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года №10. Соответственно, любому специалисту положен ряд льгот:
- Дополнительный отпуск продолжительностью 12 дней (если он работает со свинцовыми и кислотными аккумуляторами), либо 6 дней (если он работает с щелочным оборудованием).
- Льготная пенсия. Досрочное назначение пенсионных выплат положено мужчинам в 55 лет при наличии страхового стажа 25 лет, женщинам — с 50 лет при стаже в 20 лет. Общий стаж работы в тяжелых условиях должен составлять, соответственно, 12,5/10 лет.
- Доплата к окладу не менее 4% от ставки. Точный размер повышающего коэффициента назначает работодатель.
Помимо этого аккумуляторщик должен быть обеспечен индивидуальными средствами защиты и молочными продуктами.
Выход на пенсию для аккумуляторщика
Исходя из льготных условий, аккумуляторщик имеет право выйти на пенсию на пять лет раньше работника, который трудился в менее опасных условиях. В связи с пенсионной реформой возникло недопонимание: «Придется ли аккумуляторщикам теперь выходить на пенсию позже?»
Нет, не придется. Для льготных категорий профессий из списков №1 и №2 повышение пенсионного возраста не предусмотрено. Соответственно, аккумуляторщики по-прежнему имеют право выходить на пенсию в 50 (женщины) и 55 лет (мужчины).
Обучение на аккумуляторщика
Получить профессию аккумуляторщика с нуля можно в среднем специальном учебном заведении, техникуме на базе 9 или 11 классов общего среднего образования. Квалификация и первый разряд будут присвоены специалисту после сдачи экзаменов и получения диплома.
Профессия открыта для людей, которые достигли возраста 18 лет, она больше подходит для мужчин. Нужно обязательно пройти медкомиссию, чтобы удостовериться в отсутствии противопоказаний к этому виду деятельности.
Освоить специальность можно также заочно и дистанционно при наличии рабочей профессии. В этом случае обучение проводится на базе образовательного центра или центра переподготовки без отрыва от основной работы.
Объем курса и стоимость при этом колеблются в зависимости от условий образовательного центра, однако, не должна быть меньше 120 академических часов. В целом по образовательным стандартам на теорию профессии аккумуляторщика должно уходить 48 академических часов, на производственную практику отводится не менее 64 часов.
После сдачи экзаменов на руки вы получите диплом, и удостоверение по профессии с указанным квалификационным разрядом и удостоверение по электробезопасности, где будет указана группа допуска.
В России получить профессию по направлению «Аккумуляторщик» можно в большом количестве учебных заведений, программа разделяется на несколько групп:
- профессиональную переподготовку;
- повышение квалификационной категории;
- ежегодная проверка знаний.
Если речь идет о подтверждении/повышении квалификации, то здесь сроки обучения сокращаются до одной недели. Проходить ее нужно не реже одного раза в год, по итогам предусмотрен обязательный экзамен.