Профессии

Аккумуляторщик

Аккумуляторщик – специалист высокой квалификации по обслуживанию и ремонту аккумуляторных батарей. В его задачи входит ремонт аккумуляторов любой сложности, а также в ряде случаев производство новых.

Аккумуляторщик

Поскольку основная работа аккумуляторщика сопряжена с различными веществами и агрессивными средами, от него требуется высокая квалификация и множество прикладных знаний в области химии, электротехники и технологии.

История профессии аккумуляторщика

Прообраз аккумулятора изобрел Иоганн Вильгельм Риттер более 200 лет назад. В современном мире мы не представляем жизнь без аккумулятора – на разных типах аккумуляторов работает транспорт, погрузочная техника, всевозможные мобильные устройства. Аккумуляторные батареи все чаще применяются как источники бесперебойного питания.

Огромное количество техники, работающей на многозарядных аккумуляторных батареях, требует обслуживания, а значит и специальных знаний. Поэтому профессия аккумуляторщика необходима во многих отраслях.

Плюсы и минусы профессии аккумуляторщика

Плюсы:

  • Достаточно высокая востребованность на рынке труда
  • Высокая зарплата у специалистов высокой квалификации и с опытом работы
  • Профессия не требует длительного обучения в университете, достаточно пройти курсы или получить среднее специальное образование
  • Возможность сравнительно быстрого переобучения при наличии иной базовой специальности

Минусы:

  • Вредные и опасные условия труда (сквозняки, подъем тяжестей, токсичные пары кислот и щелочей, травматичность)
  • Высокая степень ответственности
  • Часто ненормированная работа (многое зависит от условий и места работы)

Документы для устройства на работу

Работать специалистом по ремонту и производству аккумуляторных батарей можно только, если получена и защищена квалификация электробезопасности. Соответственно, аккумуляторщику для трудоустройства нужны:

  • Удостоверение с допуском по электробезопасности не ниже III уровня (до 1000 В)
  • Документ (удостоверение) о присвоении квалификации аккумуляторщика
  • Сертификат по охране труда и технике безопасности

Обязанности аккумуляторщика на производстве

У профессии аккумуляторщик два разных направления работы и, соответственно, две специализации. Одни аккумуляторщики изготавливают аккумуляторы и собирают их. Другие заправляют электролитом, заряжают и проверяют на работоспособность. Соответственно, и обязанности на производстве у них будут разными.

Однако, чем бы ни занимался аккумуляторщик, в своей работе он руководствуется должностной инструкцией и инструкцией по технике безопасности на производстве. В этих двух документах перечислены основные обязанности аккумуляторщика.

Основные обязанности аккумуляторщика:

  • собирать и разбирать аккумуляторы разных типов, производить фильтрацию, обезжиривание сосудов, осуществлять подготовку дистиллированной воды
  • очищать и промывать аккумуляторные сосуды
  • готовить аккумулятор к заряду
  • измерять напряжение аккумуляторных батарей
  • заряжать аккумуляторы
  • определять уровень и плотность электролита
  • паять соединения аккумуляторных батарей
  • готовить раствор щелочи
  • выявлять повреждения и устранять их на элементах батарей
  • удалять шлам, отливать свинцовые наконечники и соединительные полосы
  • определять качество электролита
  • вести техническую документацию

Это неполный список обязанностей, которые можно дополнительно разбить в соответствии с разрядом аккумуляторщика.

Разряды аккумуляторщиков

В Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС) перечислено пять разрядов профессии аккумуляторщик.

Аккумуляторщик 1 разряда

  • разбирать и собирать готовые аккумуляторы;
  • грамотно обезжиривать аккумуляторные сосуды;
  • провести фильтрацию и подготовку дистиллированной воды;
  • очищать от дефектов производства компоненты пластин и наконечники;
  • готовить аккумулятор к ремонту и зарядке.

Аккумуляторщик 2 разряда

  • сборка и разборка аккумуляторов всех типов;
  • зарядка аккумуляторов и батарей;
  • пайка соединений;
  • определение плотности электролитов;
  • приготовление щелочного раствора;
  • ведение журнала эксплуатации зарядной станции.

Аккумуляторщик 3 разряда

  • простой и средней сложности ремонт аккумуляторов и батарей;
  • устранение повреждений элементов;
  • отливка отдельных свинцовых деталей (наконечников, полос);
  • приготовление электролита;
  • пайка отдельных элементов аккумуляторов и монтаж крышек;
  • ввод аккумуляторов в эксплуатацию.

Аккумуляторщик 4 разряда

  • ремонт и формовка аккумуляторов любой сложности;
  • ремонт зарядных станций и агрегатов;
  • регулирование силы тока и напряжения при заряде;
  • испытание аккумуляторных батарей;
  • определение качества электролита;
  • оформление технической документации при вводе батареи или аккумулятора в эксплуатацию.

Аккумуляторщик 5 разряда

  • особо сложные работы по ремонту и формовке аккумуляторных батарей;
  • дефектовка судовых аккумуляторов перед вводом в эксплуатацию;
  • корректирование химического состава электролита;
  • производство паяльных работ на водородных агрегатах;
  • капитальный ремонт зарядных станций и так далее.

Разумеется, аккумуляторщику без опыта сначала предстоит работать под надзором опытных наставников. К самостоятельной работе он будет допущен только после сдачи экзамена по технике безопасности при работе с кислотами и щелочами, а также получив допуск по электробезопасности.

Аккумуляторщик в армии

Штатное расписание Вооруженных сил и Военно-морского флота РФ также предполагает подобную должность. Аккумуляторщики в армии служат в основном в подразделениях материального обеспечения и, соответственно, обслуживают материальную часть: аккумуляторы воздушных судов, автомобилей, бронетехники. На военно-морском флоте (ВМФ) аккумуляторщик – штатная должность на любой подводной лодке, причем обязательно офицерская.

Обязанности у армейских аккумуляторщиков в целом те же самые, что и на “гражданке”: зарядка и ремонт аккумуляторов и батарей.

При этом, согласно штату, занимать должность аккумуляторщика в армии могут как рядовые срочной службы, так и контрактники. Главное требование – наличие соответствующего образования и родственной гражданской специальности. Впрочем, в последние годы ответственную техническую работу предпочитают отдавать именно военнослужащим контрактной службы. Техники на аэродроме, к примеру, все носят звание старших сержантов и прапорщиков, или даже носят офицерские погоны.

Требования к знаниям аккумуляторщика

Квалифицированный аккумуляторщик должен знать:

  • Основы физики и химии
  • Основы электротехники
  • Конструкцию, устройство и назначение всех типов аккумуляторных батарей
  • Умение рассчитать схему сопротивления при заправке и подключении аккумулятора в цепь
  • Правила эксплуатации, обслуживания и ремонта всех типов аккумуляторов (включая судовые)
  • Умение подбирать плотность электролитов в зависимости от мощности аккумулятора
  • Умение паять соединения аккумуляторных батарей
  • Умение определять качество растворов и электролита
  • Знание технической документации, правила ее составления
  • Правила безопасности при работе с кислотами и щелочами

Здесь мы перечислили лишь некоторые особенности работы аккумуляторщика. В действительности этот перечень еще длиннее.

Профессия востребована в машиностроении, в сфере услуг по обслуживанию автомобилей, строительной техники, мобильных устройств. С каждым годом сфера применения аккумуляторов расширяется, значит и расширяется количество рабочих мест, где будут востребованы специалисты-аккумуляторщики.

Зарплата аккумуляторщика на производстве

Профессия аккумуляторщика пользуется спросом, если судить по объявлениям на сайтах поиска работы. Квалифицированные рабочие требуются на аккумуляторных заводах, а также на производственных базах и предприятиях, где требуется обслуживание техники, на станциях технического обслуживания и в транспортной сфере.

Однако почти во всех случаях требуется опыт работы в аналогичной или схожей сфере, а специалист первого разряда будет получать совсем немного.

В объявлениях о найме на работу часто попадаются объявления по смежной профессии автоэлектрика-аккумуляторщика. Такие универсальные специалисты ценятся на предприятиях технического обслуживания автомобилей. Среднее предложение по зарплате колеблется в районе 35 – 40 тысяч рублей.

В целом, аккумуляторщик 3 разряда уже может рассчитывать на 25-35 тысяч рублей и официальное трудоустройство. Работник с 5 разрядом квалификации в среднем получает выше 40 тысяч рублей.

В некоторых компаниях могут также предложить совмещенную должность – к примеру, механика с корочками аккумуляторщика и в целом, судя по ситуации на рынке труда, гораздо выше сейчас ценятся универсальные работники.

Какие есть льготы у аккумуляторщика

Из-за того, что представителям этой специальности приходится иметь дело с едкими и ядовитыми веществами (щелочь, кислота, свинец), профессия аккумуляторщика включена в перечень особо вредных для здоровья. Она включена в Льготный список №2 из Постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года №10. Соответственно, любому специалисту положен ряд льгот:

  • Дополнительный отпуск продолжительностью 12 дней (если он работает со свинцовыми и кислотными аккумуляторами), либо 6 дней (если он работает с щелочным оборудованием).
  • Льготная пенсия. Досрочное назначение пенсионных выплат положено мужчинам в 55 лет при наличии страхового стажа 25 лет, женщинам – с 50 лет при стаже в 20 лет. Общий стаж работы в тяжелых условиях должен составлять, соответственно, 12,5/10 лет.
  • Доплата к окладу не менее 4% от ставки. Точный размер повышающего коэффициента назначает работодатель.

Помимо этого аккумуляторщик должен быть обеспечен индивидуальными средствами защиты и молочными продуктами.

Выход на пенсию для аккумуляторщика

Исходя из льготных условий, аккумуляторщик имеет право выйти на пенсию на пять лет раньше работника, который трудился в менее опасных условиях. В связи с пенсионной реформой возникло недопонимание: “Придется ли аккумуляторщикам теперь выходить на пенсию позже?”

Нет, не придется. Для льготных категорий профессий из списков №1 и №2 повышение пенсионного возраста не предусмотрено. Соответственно, аккумуляторщики по-прежнему имеют право выходить на пенсию в 50 (женщины) и 55 лет (мужчины).

Обучение на аккумуляторщика

Получить профессию аккумуляторщика с нуля можно в среднем специальном учебном заведении, техникуме на базе 9 или 11 классов общего среднего образования. Квалификация и первый разряд будут присвоены специалисту после сдачи экзаменов и получения диплома.

Профессия открыта для людей, которые достигли возраста 18 лет, она больше подходит для мужчин. Нужно обязательно пройти медкомиссию, чтобы удостовериться в отсутствии противопоказаний к этому виду деятельности.

Освоить специальность можно также заочно и дистанционно при наличии рабочей профессии. В этом случае обучение проводится на базе образовательного центра или центра переподготовки без отрыва от основной работы.

Объем курса и стоимость при этом колеблются в зависимости от условий образовательного центра, однако, не должна быть меньше 120 академических часов. В целом по образовательным стандартам на теорию профессии аккумуляторщика должно уходить 48 академических часов, на производственную практику отводится не менее 64 часов.

После сдачи экзаменов на руки вы получите диплом, и удостоверение по профессии с указанным квалификационным разрядом и удостоверение по электробезопасности, где будет указана группа допуска.

В России получить профессию по направлению «Аккумуляторщик» можно в большом количестве учебных заведений, программа разделяется на несколько групп:

  • профессиональная переподготовка;
  • повышение квалификационной категории;
  • ежегодная проверка знаний.

Если речь идет о подтверждении/повышении квалификации, то здесь сроки обучения сокращаются до одной недели. Проходить ее нужно не реже одного раза в год, по итогам предусмотрен обязательный экзамен.

Пожалуйста, оцените статью

0 / 5 5

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»