Как подготовиться к собеседованию
Вы отправили резюме в несколько компаний, где вы хотите работать и вот вас пригласили на собеседование. Вы должны произвести хорошее впечатление на сотрудника отдела персонала, чтобы вас приняли на работу.
Подготовьтесь к собеседованию заранее – так вы продемонстрируете заинтересованность в работе. Кроме того, у интервьюера будет меньше шансов застать вас врасплох вопросом, на который вы не сможете ответить.
Соберите всю возможную информацию о компании, в которой собираетесь работать
Используйте для этого все возможные пути – статьи в газетах и журналах, рекламные брошюры предприятия, информация в офисе компании, мнение бывших и настоящих сотрудников (к мнению сотрудников следует относиться критично).
- Сколько лет компания работает на рынке.
- Входит ли компания в крупное объединение.
- Основные задачи компании, как они менялись с течением времени.
- Какую продукцию производит (какие услуги оказывает).
- Является ли продукция компании сезонной.
- Каковы перспективы компании (новые проекты, расширение производства, выход на международный рынок).
- Какие перспективы у отрасли в целом.
- Основные покупатели продукции.
- Кто руководит компанией, как часто происходит смена руководства.
- Форма собственности (государственная или частная).
- Был ли набор в компанию или сокращение штата за последние три года.
- Как компания относится к сотрудникам (проводит тренинги, обучение, организует отдых).
- Как отзывается о компании пресса и простые люди (положительно, отрицательно, нейтрально).
- Как проехать к офису компании.
Обратите внимание на важные для подготовки к собеседованию моменты
Накануне собеседования подготовьте все вещи, которые вам могут понадобиться:
- паспорт,
- копия резюме,
- диплом, свидетельства, грамоты, сертификаты – все, что свидетельствует о вашей образованности.
- ежедневник и ручку.
Лягте спать раньше, чем обычно.
Тщательно продумайте одежду, прическу и макияж. Существуют несколько правил, придерживаясь которых, вы точно не ошибетесь:
- Лучше строгий деловой костюм, чем платье.
- Лучше надеть юбку, длиной до колена, чем брюки.
- В любом случае, на собеседование лучше одеться в официальном стиле.
- С костюмом наденьте элегантную блузку. Избегайте блузок с декольте, прозрачных блузок, чрезмерно ярких и безликих цветов в одежде.
- Костюм должен сидеть на фигуре, как влитой. Он должен быть удобным, не стеснять движений, подчеркивать достоинства фигуры.
- Одежда не должна быть старой, заношенной, откровенно немодной.
- Обувь должна быть элегантной, на не слишком высоком каблуке, хорошо вычищенной. Помните, что сбитые каблуки и потертые носы туфель производят неприятное впечатление.
- Выберите сумку, выполненную в деловом стиле, в тон обуви и костюма.
- Украшения должны присутствовать в минимальном количестве – неброские серьги, тонкая цепочка или бусы, пара колец, часы.
- Сделайте аккуратную прическу и неброский макияж.
- Туалетная вода или духи с резким запахом недопустимы (можно надушить носовой платок и положить в сумочку).
Придите на собеседование заранее – вы сможете сориентироваться в незнакомой обстановке и будете чувствовать себя более комфортно.
Рекомендации по поведению и стилю общения в процессе собеседования
- Не опаздывайте, лучше придите на полчаса раньше, чем на 1 минуту позже.
- При входе в офис отключите мобильный телефон.
- Даже если вы очень стесняетесь, не приводите с собой друзей и знакомых (в крайнем случае, оставьте их у входа в офис).
- Не курите, не жуйте жевательную резинку. Избегайте жестов, которые выдадут ваше волнение.
- Перед собеседованием посетите туалет, чтобы поправить прическу и макияж.
- Если у кабинета вас не встретил секретарь, постучите в дверь, прежде чем войти.
- Представьтесь, поясните, по какому вопросу пришли и спросите имя, отчество и должность сотрудника, с которым будете общаться. Постарайся не его забыть, если не полагаетесь на память – запишите.
- Примите удобную позу, во время беседы поддерживайте контакт глаз.
- Здоровайтесь со всеми сотрудниками компании, с которыми встречаетесь. Улыбайтесь.
- Если вам предложат заполнить какие-либо документы (например, анкету), отнеситесь к этому с пониманием, ведь в каждой компании существует своя кадровая политика. Лучше всего взять их домой и заполнить в спокойной обстановке – в данном случае имеют значение и почерк, и грамотность, и помарки, и четкость формулировок. Не забудьте вернуть документы в кратчайший срок.
- Не перебивайте и не пытайтесь лидировать в разговоре, слушайте внимательно, старайтесь не переспрашивать и не меняйте тему разговора – цените чужое время.
- Говорите грамотным литературным языком, избегая сленга и ненормативной лексики.
- Старайтесь избегать в разговоре штампов (например, вместо фразы «Я люблю работать с людьми» расскажите о своей манере работы с клиентами).
- Не будьте слишком откровенны с собеседником, не афишируйте подробности личной жизни, не упоминайте личные, семейные и финансовые проблемы.
- Всегда отзывайтесь о бывшем начальнике и коллегах нейтрально.
- Избегайте разговоров о религии, политике и личной жизни.
- Будьте готовы отвечать на вопросы личного характера. Если вы считаете, что данный вопрос неуместен, спросите, какое отношение он имеет к работе.
- Не давите на жалость, как бы вы ни нуждались в этой работе. Неудачники никому не нужны.
- Не заговаривайте о заработной плате на первом собеседовании. Если собеседник спросит, на какую зарплату вы рассчитываете, назовите реальную цифру, соответствующую вашей квалификации и выполняемой работе.
- Задавайте вопросы, будьте активны, участвуйте в диалоге. Работодателю будет приятно, если он увидит вашу осведомленность о работе организации (для этого вы собирали информацию о компании).
- После собеседования уточните, вам нужно ждать звонка из отдела кадров или лучше перезвонить самому.
- В конце собеседования не забудьте поблагодарить сотрудников, с которыми вам пришлось общаться, не забудьте попрощаться.
- Даже если вы осталась недовольны собеседованием, сделайте так, чтобы никто не догадался об этом.
- Если Вам предложили занять должность, на которую вы претендуете, и вас устраивает предложенная вакансия, вы можете попросить один – два дня для принятия окончательного решения.
Продумайте ответы на вопросы, которые вам могут задать в ходе собеседования
Почему вы выбрали нашу компанию (эту специальность, это учебное заведение)?
Приведите аргументы в пользу вашего выбора: возможность карьерного роста, полезный опыт, престиж профессии.
Вы получали предложения о работе от других компаний?
Если вы действительно получали предложения от нескольких компаний, скажите об этом прямо – это повысит ваши шансы на успех. Обязательно отметьте, что работа в данной компании привлекает вас больше всего.
Вас приглашали на собеседование в другие компании?
Если приглашали, ответьте утвердительно, названия компаний можно не уточнять.
Работа в нашей компании предполагает командировки и ненормированный рабочий день. Не помешает ли ваша личная жизнь работе?
Реально оцените свои возможности. Если вы точно знаете, что не сможете ездить в командировки и задерживаться на работе, не обманывайте ни себя, ни работодателя.
Назовите ваши слабые стороны
Используйте этот вопрос для повышения ваших шансов – назовите недостаток, который является логическим продолжением ваших достоинств.
Назовите ваши сильные стороны
В первую очередь назовите качества, полезные для данной работы, расскажите, как вы их применяли в годы учебы и работы.
Почему вы хотите работать именно в нашей компании? Почему нам стоит вас нанять?
Задавая этот вопрос, работодатель ждет подтверждения того, что вы в курсе дел в компании и в отрасли. Имейте в виду, что отсутствие этих знаний является одной из причин отказа в приеме на работу, поэтому подготовьтесь к этому вопросу заранее.
Почему вы решили сменить место работы?
Не говорите о том, что причиной вашего ухода был конфликт с работодателем или коллегами. Назовите нейтральную причину: «Я не смог полностью реализовать свой потенциал», «Я не имел возможности карьерного роста».
Если интервьюеру известно о том, что на предыдущем месте работы у вас произошел конфликт с руководством, объясните ему, не вдаваясь в подробности, что это было единичный случай, связанный с особыми обстоятельствами. Непременно подчеркните все положительные моменты предыдущей работы: приобретенный опыт, навыки.
Каким вы видите свое будущее (через пять лет, через десять лет)?
На этот вопрос лучше ответить уклончиво: «Хочу работать в этой компании на более ответственной должности».
На какую заработную плату вы рассчитываете?
По возможности уклонитесь от прямого ответа: «Я не думаю, что заработную плату стоит обсуждать в первую очередь». Если работодатель настаивает, назовите сумму немного выше средней или верхнюю и нижнюю границу ожидаемой суммы, но сначала попытайтесь выяснить, какую зарплату компания планирует вам предложить.
Что бы вы хотели узнать еще?
Никогда не говорите, что у вас больше нет вопросов. Спросите, по какой причине уволился сотрудник, занимавший вакантную должность, что ожидает компания от кандидата или уточните моменты, которые остались неясными.
Какими будут ваши первые шаги, если вы получите эту работу?
Такой вопрос обычно задают претендентам на руководящую должность. Покажите, что вам знакомы подобные ситуации и вы умеете проявлять инициативу (но не перегибайте палку, проявляя готовность не оставить камня на камне и не предлагайте изменить что-то, не ознакомившись с состоянием дел).
Перечислите свои самые крупные достижения
Заранее составьте список своих самых значительных достижений за последние несколько лет, приведите цифры, характеризующие ваш успех.
Каким, по вашему мнению, должен быть руководитель?
Задавая такой вопрос, работодатель хочет выяснить, склонны ли вы к конфликтам с начальством.
Лучше всего ответить на этот вопрос так: «Руководитель для меня – это сильный, компетентный лидер, который даст мне возможность испытать свои силы, будет меня наставлять, а если понадобиться наказывать и у которого я смогу учиться».
Подготовьте вопросы, на которые хотели бы получить ответ
Уместны будут следующие вопросы:
- Об истории создания и становления компании.
- О месте вакантной должности в структуре компании.
- О режиме работы.
- О продолжительности испытательного срока.
- О размере заработной платы, премиях и бонусах (этот вопрос следует задавать в том случае, если работодатель уже принял положительное решение относительно вашей кандидатуры – на стадии предварительного знакомства этот вопрос неуместен).
Как вести себя после собеседования?
- Запишите информацию, полученную на собеседовании.
- Через один-два дня после собеседования направьте в адрес компании письмо, в котором поблагодарите потенциального работодателя за уделенное вам время и напомните, что вы ждете решения по итогам собеседования.
- Не приходите без приглашения и не звоните потенциальному работодателю, если вы заранее об этом не договаривались.
- Если вам отказали в трудоустройстве – по телефону или в письме – попросите иметь вас в виду в будущем.
- Проанализируйте ошибки, которые вы, возможно, совершили в ходе собеседования, запомните их и не допускайте в дальнейшем.
- Если собеседование прошло удачно, и вас приняли на работу, поблагодарите того, кто сообщит вам эту приятную новость. Скажите, что надеетесь на приятное, долговременное и плодотворное сотрудничество и готовы сделать все возможное для достижения компанией успеха.
Впереди вас ожидают новые знакомства, интересная работа и, возможно, стремительная карьера. Подготовьтесь к началу трудовых будней на новом месте, с новыми коллегами. Удачи вам, ведь самый главный шаг к успеху уже сделан – вы получили работу, о которой мечтали.