Должностная инструкция официанта (обслуживание гостей организации питания, подача блюд и напитков)

УТВЕРЖДАЮ:

_______________________________

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Официанта (обслуживание гостей организации питания, подача блюд и напитков)

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность официанта [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Компания).

1.2. Официант назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Официант относится к категории рабочих и подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

1.4. На должность официанта назначается лицо, имеющее профессиональное обучение — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих/среднее профессиональное образование — программы подготовки квалифицированных рабочих.

1.5. Требования к опыту практической работы официанта: не менее шести месяцев работы в организациях питания по выполнению вспомогательных работ по обслуживанию гостей организации питания при наличии профессионального обучения.

1.6. Особые условия допуска официанта к работе:

  • наличие медицинской книжки;
  • прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров.
  • возраст не моложе 18 лет (при реализации и хранения вина, ликеро-водочной продукции и пива).

1.7. В практической деятельности официант должен руководствоваться:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Компании;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.8. Официант должен знать:

  • порядок и правила составления документации по приготовлению коктейлей;
  • порядок и правила обслуживания гостей на мероприятиях;
  • порядок оформления счетов и расчета по ним с гостями организации питания;
  • порядок проведения расчетов при наличии программ лояльности и скидок для гостей организации питания;
  • порядок получения, выдачи и хранения денежных средств;
  • порядок и процедуру передачи заказа на кухню и в бар;
  • правила и технику подачи: блюд, вина, пива, коктейлей, крепких спиртных напитков, чая и кофе;
  • правила и технику замены использованной столовой посуды и столовых приборов;
  • правила эксплуатации контрольно-кассовой техники и POS-терминалов;
  • правила и порядок расчета гостей при наличной и безналичной формах оплаты;
  • правила возврата платежей;
  • правила и очередность подачи блюд и напитков;
  • правила сочетаемости напитков и блюд;
  • правила культуры обслуживания, протокола и этикета обслуживания гостей организации питания;
  • правила создания и редактирования заказа в специализированных программах по приему и оформлению заказов;
  • правила порционирования и подготовки блюд и напитков к презентации в присутствии гостей;
  • правила выбора столовой посуды, чайной и кофейной посуды, приборов, ресторанных аксессуаров, инвентаря;
  • правила этикета при обслуживании гостей в баре;
  • правила безопасной эксплуатации оборудования бара;
  • правила ведения учетно-отчетной и кассовой документации бара;
  • правила подготовки к проведению мероприятий в организациях питания и на выездном обслуживании;
  • виды и способы постановки вопросов при определении потребностей гостей;
  • виды мероприятий в организациях питания и стили их обслуживания;
  • требования охраны труда, санитарии и гигиены, пожарной безопасности в организациях питания;
  • технику продаж и презентации напитков и блюд;
  • технологии наставничества и обучения на рабочих местах;
  • требования к качеству, температуре подачи блюд и напитков;
  • методы и технику обслуживания гостей за барной стойкой и столиками бара;
  • сочетаемость чая и кофе с алкогольными напитками и десертами;
  • виды и классификации баров, планировочные решения баров;
  • условия и сроки хранения продуктов и напитков в баре;
  • методы разрешения конфликтных ситуаций;
  • классификацию алкогольных и безалкогольных напитков;
  • ассортимент алкогольных напитков, рекомендуемых в качестве аперитивов и дижестивов;
  • классификацию чая по степени ферментации, методы заваривания чая;
  • классификацию кофе по видам и степени обжарки;
  • культуру потребления алкогольных напитков;
  • нормы расхода сырья и полуфабрикатов, используемых при приготовлении напитков и закусок, правила учета и выдачи продуктов;
  • нечайные чаи: виды, характеристики, отличительные особенности;
  • нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность организаций питания;
  • характеристику блюд и напитков, включенных в меню.

1.9. Официант должен уметь:

  • осуществлять проверку наличия маркировки алкогольной продукции, а также наличия сопроводительной документации (товарно-транспортные накладные, сертификаты, декларации);
  • осуществлять процедуру списания алкогольной продукции при бое, порче, краже в специализированных программах учета;
  • оформлять возврат оформленных платежей;
  • формировать кассовые отчеты в специализированных программах;
  • сканировать акцизную марку посредством 2D-сканера и оформлять списание алкогольной продукции;
  • составлять отчеты в специализированных программах учета о выполненных заказах и реализованной продукции в баре;
  • ставить задачи сотрудникам, находящимся в подчинении, и контролировать выполнение вспомогательных работ по обслуживанию гостей в баре;
  • составлять заявки на продукты, напитки и сырье, используемые при приготовлении напитков и закусок;
  • сервировать, досервировывать, пересервировывать столы в соответствии с заказанными блюдами, напитками и последовательностью их подачи;
  • соблюдать время, последовательность и синхронность подачи блюд и напитков при обслуживании гостей мероприятия;
  • использовать различные стили обслуживания гостей, соответствующие виду мероприятия;
  • использовать электронное меню, интерактивный стол в организации питания;
  • разрешать конфликтные ситуации;
  • заносить в программы и редактировать данные по заказу в специализированных программах;
  • консультировать гостей по выбору напитков и барной продукции;
  • эксплуатировать оборудование бара;
  • готовить, оформлять и подавать алкогольные и безалкогольные коктейли;
  • готовить и подавать свежевыжатые соки;
  • готовить, оформлять и подавать чай, кофе;
  • выдерживать температуру подачи блюд и напитков при обслуживании гостей на мероприятиях;
  • комбинировать различные способы приготовления и сочетания основных продуктов с дополнительными ингредиентами для приготовления напитков и закусок;
  • встречать, принимать гостей на мероприятиях в организациях питания и выездных мероприятиях;
  • выяснять пожелания и потребности гостя относительно заказа блюд и напитков;
  • давать пояснения гостям по блюдам и напиткам;
  • консультировать потребителей по выбору напитков, их сочетаемости с блюдами;
  • досервировывать, пересервировывать стол в соответствии с заказанными блюдами и последовательностью подачи блюд и напитков;
  • подготавливать барную стойку и барные столики для подачи напитков и барной продукции;
  • порционировать и доводить до готовности блюда в присутствии потребителей;
  • проверять качество и соответствие оформления блюд и напитков установленным требованиям внутренних стандартов к качеству и оформлению блюд и напитков;
  • производить инвентаризацию продуктов, сырья, используемых при приготовлении напитков и закусок;
  • производить операции по подготовке блюда и напитков к презентации в присутствии гостей;
  • презентовать гостям блюда и напитки при подаче;
  • презентовать напитки с элементами бармен-шоу;
  • пользоваться контрольно-кассовым оборудованием и программно-аппаратным комплексом для приема к оплате платежных карт (далее — POS-терминалами);
  • пользоваться автоматизированными программами и мобильными терминалами при приеме заказа на напитки и барную продукцию, заказа на блюда и напитки;
  • проводить оформление счета для оплаты;
  • применять скидки и наценки при проведении расчета в специализированных программах;
  • подавать меню, карту вин, барную и коктейльную карту в соответствии с ресторанным этикетом обслуживания гостей;
  • подавать блюда и напитки с подносов, сервировочных тележек и подсобных столиков;
  • подавать вино, пиво, крепкие спиртные напитки;
  • подавать карту вин, барную и коктейльную карту в соответствии с ресторанным этикетом обслуживания гостей;
  • предоставлять счет гостям организации питания;
  • принимать оплату в наличной и безналичной формах.

1.10. В период временного отсутствия официанта (отпуск, болезнь), его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Официант при обслуживании гостей организации питания, подаче блюд и напитков выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Принятие заказов у гостей организации питания на блюда и напитки, в том числе:

  • прием, оформление и уточнение заказа гостей организации питания;
  • рекомендации гостям организации питания по выбору блюд и напитков;
  • передача заказа гостей организации питания на кухню и в бар организации питания;
  • досервировка стола в соответствии с заказом гостей организации питания.

2.2. Обслуживание гостей в зале организации питания, в том числе:

  • получение блюд и напитков с кухни и бара организации питания;
  • подача блюд и напитков гостям организации питания;
  • замена использованной посуды, приборов и столового белья.

2.3. Обслуживание гостей в баре организации питания, в том числе:

  • оформление витрины и барной стойки;
  • прием, оформление и уточнение заказа на напитки и барную продукцию организации питания;
  • рекомендации гостям бара организации питания по выбору напитков и барной продукции;
  • приготовление и подача алкогольных, безалкогольных коктейлей и напитков;
  • приготовление и подача чая, кофе;
  • составление документации, отчетов посредством специализированных программ;
  • поддержание в чистоте и порядке столов в баре, барной стойки, барного инвентаря, посуды и оборудования.

2.4. Обслуживание мероприятий в организациях питания и выездных мероприятий, в том числе:

  • подготовка зала и инвентаря для обслуживания мероприятий в организациях питания;
  • подготовка помещения и инвентаря для обслуживания гостей на выездных мероприятиях;
  • сервировка столов с учетом вида мероприятия;
  • подача блюд и напитков гостям на мероприятиях в организациях питания и выездных мероприятиях.

2.5. Проведение расчетов с гостями организации питания за сделанные заказы, в том числе:

  • подготовка контрольно-кассового оборудования к началу принятия и оформления платежей;
  • проведение кассовых операций оплаты по счетам за выполненный заказ.

В случае служебной необходимости официант может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.

3. Права

Официант имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. Получать необходимую для выполнения функциональных обязанностей информацию о деятельности организации от всех подразделений напрямую или через непосредственного руководителя.

3.3. Взаимодействовать с другими подразделениями организации по производственным и другим вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

3.4. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы организации.

3.5. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности и деятельности подчиненных ему работников.

3.6. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.

3.7. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения должностных обязанностей.

3.9. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Официант несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы официанта осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы официанта является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы официанта определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью официант обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/«_­­___» _______ 20__ г.

(подпись)

Кнопка «Наверх»