Должностная инструкция официанта (обслуживание гостей организации питания, подача блюд и напитков)
УТВЕРЖДАЮ:
_______________________________
[Наименование должности]
_______________________________
_______________________________
[Наименование организации]
_______________________________
_______________________/[Ф.И.О.]/
«______» _______________ 20___ г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Официанта (обслуживание гостей организации питания, подача блюд и напитков)
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность официанта [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Компания).
1.2. Официант назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.
1.3. Официант относится к категории рабочих и подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.
1.4. На должность официанта назначается лицо, имеющее профессиональное обучение — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих/среднее профессиональное образование — программы подготовки квалифицированных рабочих.
1.5. Требования к опыту практической работы официанта: не менее шести месяцев работы в организациях питания по выполнению вспомогательных работ по обслуживанию гостей организации питания при наличии профессионального обучения.
1.6. Особые условия допуска официанта к работе:
- наличие медицинской книжки;
- прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров.
- возраст не моложе 18 лет (при реализации и хранения вина, ликеро-водочной продукции и пива).
1.7. В практической деятельности официант должен руководствоваться:
- локальными актами и организационно-распорядительными документами Компании;
- правилами внутреннего трудового распорядка;
- правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
- указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
- настоящей должностной инструкцией.
1.8. Официант должен знать:
- порядок и правила составления документации по приготовлению коктейлей;
- порядок и правила обслуживания гостей на мероприятиях;
- порядок оформления счетов и расчета по ним с гостями организации питания;
- порядок проведения расчетов при наличии программ лояльности и скидок для гостей организации питания;
- порядок получения, выдачи и хранения денежных средств;
- порядок и процедуру передачи заказа на кухню и в бар;
- правила и технику подачи: блюд, вина, пива, коктейлей, крепких спиртных напитков, чая и кофе;
- правила и технику замены использованной столовой посуды и столовых приборов;
- правила эксплуатации контрольно-кассовой техники и POS-терминалов;
- правила и порядок расчета гостей при наличной и безналичной формах оплаты;
- правила возврата платежей;
- правила и очередность подачи блюд и напитков;
- правила сочетаемости напитков и блюд;
- правила культуры обслуживания, протокола и этикета обслуживания гостей организации питания;
- правила создания и редактирования заказа в специализированных программах по приему и оформлению заказов;
- правила порционирования и подготовки блюд и напитков к презентации в присутствии гостей;
- правила выбора столовой посуды, чайной и кофейной посуды, приборов, ресторанных аксессуаров, инвентаря;
- правила этикета при обслуживании гостей в баре;
- правила безопасной эксплуатации оборудования бара;
- правила ведения учетно-отчетной и кассовой документации бара;
- правила подготовки к проведению мероприятий в организациях питания и на выездном обслуживании;
- виды и способы постановки вопросов при определении потребностей гостей;
- виды мероприятий в организациях питания и стили их обслуживания;
- требования охраны труда, санитарии и гигиены, пожарной безопасности в организациях питания;
- технику продаж и презентации напитков и блюд;
- технологии наставничества и обучения на рабочих местах;
- требования к качеству, температуре подачи блюд и напитков;
- методы и технику обслуживания гостей за барной стойкой и столиками бара;
- сочетаемость чая и кофе с алкогольными напитками и десертами;
- виды и классификации баров, планировочные решения баров;
- условия и сроки хранения продуктов и напитков в баре;
- методы разрешения конфликтных ситуаций;
- классификацию алкогольных и безалкогольных напитков;
- ассортимент алкогольных напитков, рекомендуемых в качестве аперитивов и дижестивов;
- классификацию чая по степени ферментации, методы заваривания чая;
- классификацию кофе по видам и степени обжарки;
- культуру потребления алкогольных напитков;
- нормы расхода сырья и полуфабрикатов, используемых при приготовлении напитков и закусок, правила учета и выдачи продуктов;
- нечайные чаи: виды, характеристики, отличительные особенности;
- нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность организаций питания;
- характеристику блюд и напитков, включенных в меню.
1.9. Официант должен уметь:
- осуществлять проверку наличия маркировки алкогольной продукции, а также наличия сопроводительной документации (товарно-транспортные накладные, сертификаты, декларации);
- осуществлять процедуру списания алкогольной продукции при бое, порче, краже в специализированных программах учета;
- оформлять возврат оформленных платежей;
- формировать кассовые отчеты в специализированных программах;
- сканировать акцизную марку посредством 2D-сканера и оформлять списание алкогольной продукции;
- составлять отчеты в специализированных программах учета о выполненных заказах и реализованной продукции в баре;
- ставить задачи сотрудникам, находящимся в подчинении, и контролировать выполнение вспомогательных работ по обслуживанию гостей в баре;
- составлять заявки на продукты, напитки и сырье, используемые при приготовлении напитков и закусок;
- сервировать, досервировывать, пересервировывать столы в соответствии с заказанными блюдами, напитками и последовательностью их подачи;
- соблюдать время, последовательность и синхронность подачи блюд и напитков при обслуживании гостей мероприятия;
- использовать различные стили обслуживания гостей, соответствующие виду мероприятия;
- использовать электронное меню, интерактивный стол в организации питания;
- разрешать конфликтные ситуации;
- заносить в программы и редактировать данные по заказу в специализированных программах;
- консультировать гостей по выбору напитков и барной продукции;
- эксплуатировать оборудование бара;
- готовить, оформлять и подавать алкогольные и безалкогольные коктейли;
- готовить и подавать свежевыжатые соки;
- готовить, оформлять и подавать чай, кофе;
- выдерживать температуру подачи блюд и напитков при обслуживании гостей на мероприятиях;
- комбинировать различные способы приготовления и сочетания основных продуктов с дополнительными ингредиентами для приготовления напитков и закусок;
- встречать, принимать гостей на мероприятиях в организациях питания и выездных мероприятиях;
- выяснять пожелания и потребности гостя относительно заказа блюд и напитков;
- давать пояснения гостям по блюдам и напиткам;
- консультировать потребителей по выбору напитков, их сочетаемости с блюдами;
- досервировывать, пересервировывать стол в соответствии с заказанными блюдами и последовательностью подачи блюд и напитков;
- подготавливать барную стойку и барные столики для подачи напитков и барной продукции;
- порционировать и доводить до готовности блюда в присутствии потребителей;
- проверять качество и соответствие оформления блюд и напитков установленным требованиям внутренних стандартов к качеству и оформлению блюд и напитков;
- производить инвентаризацию продуктов, сырья, используемых при приготовлении напитков и закусок;
- производить операции по подготовке блюда и напитков к презентации в присутствии гостей;
- презентовать гостям блюда и напитки при подаче;
- презентовать напитки с элементами бармен-шоу;
- пользоваться контрольно-кассовым оборудованием и программно-аппаратным комплексом для приема к оплате платежных карт (далее — POS-терминалами);
- пользоваться автоматизированными программами и мобильными терминалами при приеме заказа на напитки и барную продукцию, заказа на блюда и напитки;
- проводить оформление счета для оплаты;
- применять скидки и наценки при проведении расчета в специализированных программах;
- подавать меню, карту вин, барную и коктейльную карту в соответствии с ресторанным этикетом обслуживания гостей;
- подавать блюда и напитки с подносов, сервировочных тележек и подсобных столиков;
- подавать вино, пиво, крепкие спиртные напитки;
- подавать карту вин, барную и коктейльную карту в соответствии с ресторанным этикетом обслуживания гостей;
- предоставлять счет гостям организации питания;
- принимать оплату в наличной и безналичной формах.
1.10. В период временного отсутствия официанта (отпуск, болезнь), его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].
2. Должностные обязанности
Официант при обслуживании гостей организации питания, подаче блюд и напитков выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Принятие заказов у гостей организации питания на блюда и напитки, в том числе:
- прием, оформление и уточнение заказа гостей организации питания;
- рекомендации гостям организации питания по выбору блюд и напитков;
- передача заказа гостей организации питания на кухню и в бар организации питания;
- досервировка стола в соответствии с заказом гостей организации питания.
2.2. Обслуживание гостей в зале организации питания, в том числе:
- получение блюд и напитков с кухни и бара организации питания;
- подача блюд и напитков гостям организации питания;
- замена использованной посуды, приборов и столового белья.
2.3. Обслуживание гостей в баре организации питания, в том числе:
- оформление витрины и барной стойки;
- прием, оформление и уточнение заказа на напитки и барную продукцию организации питания;
- рекомендации гостям бара организации питания по выбору напитков и барной продукции;
- приготовление и подача алкогольных, безалкогольных коктейлей и напитков;
- приготовление и подача чая, кофе;
- составление документации, отчетов посредством специализированных программ;
- поддержание в чистоте и порядке столов в баре, барной стойки, барного инвентаря, посуды и оборудования.
2.4. Обслуживание мероприятий в организациях питания и выездных мероприятий, в том числе:
- подготовка зала и инвентаря для обслуживания мероприятий в организациях питания;
- подготовка помещения и инвентаря для обслуживания гостей на выездных мероприятиях;
- сервировка столов с учетом вида мероприятия;
- подача блюд и напитков гостям на мероприятиях в организациях питания и выездных мероприятиях.
2.5. Проведение расчетов с гостями организации питания за сделанные заказы, в том числе:
- подготовка контрольно-кассового оборудования к началу принятия и оформления платежей;
- проведение кассовых операций оплаты по счетам за выполненный заказ.
В случае служебной необходимости официант может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.
3. Права
Официант имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.
3.2. Получать необходимую для выполнения функциональных обязанностей информацию о деятельности организации от всех подразделений напрямую или через непосредственного руководителя.
3.3. Взаимодействовать с другими подразделениями организации по производственным и другим вопросам, входящим в его функциональные обязанности.
3.4. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы организации.
3.5. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности и деятельности подчиненных ему работников.
3.6. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.
3.7. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.8. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения должностных обязанностей.
3.9. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.
4. Ответственность и оценка деятельности
4.1. Официант несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:
4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.
4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.
4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.
4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.
4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.
4.2. Оценка работы официанта осуществляется:
4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.
4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.
4.3. Основным критерием оценки работы официанта является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.
5. Условия работы
5.1. Режим работы официанта определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.
5.2. В связи с производственной необходимостью официант обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).
С инструкцией ознакомлен ___________/____________/«____» _______ 20__ г.
(подпись)