Должностная инструкция руководителя службы экономики труда (управление деятельностью в области организации, нормирования, оплаты и материального стимулирования труда)

УТВЕРЖДАЮ:

_______________________________

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Руководителя службы экономики труда (управление деятельностью в области организации, нормирования, оплаты и материального стимулирования труда)

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность руководителя службы экономики труда [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Компания).

1.2. Руководитель службы экономики труда назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Руководитель службы экономики труда подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

1.4. Руководитель службы экономики труда относится к категории руководителей и имеет в подчинении [наименование должностей подчиненных в дательном падеже].

1.5. Руководитель службы экономики труда отвечает за:

  • надлежащую организацию работы по обеспечению кадрами требуемой численности и квалификации в соответствии с потребностями Компании;
  • исполнительскую и трудовую дисциплину сотрудников кадровой службы;
  • сохранность информации (документов), содержащих сведения, составляющие коммерческую тайну Компании, иные конфиденциальные сведения, включая персональные данные сотрудников Компании;
  • обеспечение безопасных условий труда, поддержание порядка, выполнение правил пожарной безопасности в помещениях кадровой службы.

1.6. На должность руководителя службы экономики труда может быть назначено лицо, имеющее высшее образование — специалитет или магистратура.

1.7. Требования к опыту практической работы руководителя службы экономики труда: не менее пяти лет на инженерных и экономических должностях в области экономики труда.

1.8. Особые условия допуска к работе руководителя службы экономики труда: обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года.

1.9. В практической деятельности руководитель службы экономики труда должен руководствоваться:

  • законодательством, нормативно-правовыми актами, а также локальными актами и организационно-распорядительными документами Компании, регламентирующими кадровую работу и деятельность службы;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями директора организации;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.10. Руководитель службы экономики труда должен знать:

  • нормативные правовые и локальные нормативные акты по управлению деятельностью по организации и нормированию труда;
  • нормативные правовые акты в области организации, оплаты и стимулирования труда персонала, налогообложения, управления персоналом, защиты персональных данных, ведения документации по персоналу, предоставления учетной документации;
  • порядок тарификации работ и рабочих, установления разрядов оплаты труда рабочим и должностных окладов служащим, доплат, надбавок и коэффициентов к заработной плате;
  • экономику труда;
  • организацию труда и управления персоналом;
  • трудовое законодательство Российской Федерации в области организации и нормирования труда;
  • типовые, межотраслевые и отраслевые нормы затрат труда;
  • методические материалы и нормативы по организации и нормированию труда;
  • технологические процессы, технологию и режимы производства организации, структуру управления и ее кадровый состав;
  • порядок тарификации работ и рабочих;
  • порядок установления разрядов оплаты труда рабочим и должностных окладов служащим;
  • порядок доплат, надбавок и коэффициентов к заработной плате;
  • порядок разработки программ и планов по совершенствованию организации труда;
  • нормативные правовые акты о защите персональных данных;
  • нормативные правовые акты по регламентации прав и обязанностей государственных органов и организации по предоставлению учетной документации;
  • системы стандартов по бизнес-процессам, профессиям (специальностям), технологию построения и оптимизации бизнес-процессов;
  • методы нормирования труда;
  • организационное проектирование;
  • порядок проектирования трудовых процессов, разработки норм труда, планов по труду, календарных планов пересмотра норм труда;
  • математические методы, технические средства, применяемые для исследования трудовых процессов, измерения затрат рабочего времени и расчетов норм труда;
  • методы анализа качества норм труда, показателей по труду, изучения трудовых процессов, приемов и методов труда;
  • системы, методы и формы материального и нематериального стимулирования труда персонала;
  • формы и методы проведения социологических исследований, изучения общественного мнения, профессиональной ориентации и адаптации;
  • методы проведения аудита, контроля управленческих бизнес-процессов;
  • цели и виды кадровых стратегий, кадровой политики;
  • технологию, стандартизацию, унификацию, автоматизацию процессов управления персоналом;
  • цели и типы кадровых стратегий, виды кадровой политики организации;
  • политику управления персоналом организации;
  • методы анализа социальных программ и определения их экономической эффективности;
  • методологию разработки и внедрения локальных нормативных актов организации, регулирующих порядок организации и оплаты труда;
  • порядок формирования, ведения банка данных и представления отчетности по системам оплаты и организации труда персонала;
  • методологию разработки локальных нормативных актов организации, регулирующих порядок организации труда персонала;
  • порядок формирования, ведения банка данных и предоставления отчетности по системам оплаты и организации труда персонала;
  • методы определения экономической эффективности мероприятий по организации труда, оценке уровня организации труда, производства и управления;
  • методы определения, оценки и сравнения производственной интенсивности и напряженности труда;
  • методы определения численности персонала;
  • формы и методы оценки персонала и результатов его труда;
  • методологию разработки, оформления и хранения локальных нормативных актов организации, регулирующих порядок организации труда и нормирования персонала;
  • порядок формирования, ведения банка данных и представления отчетности по системам организации и нормирования труда персонала;
  • формы социального партнерства и взаимодействия с представительными органами работников;
  • формы и системы заработной платы;
  • методы, способы и инструменты управления персоналом;
  • технологию, методы и методики систематизации и проведения анализа документов и информации;
  • порядок работы с информационно-аналитическими автоматизированными системами организации;
  • методы управления развитием и эффективностью организации, методы анализа выполнения планов и программ, определения их экономической эффективности;
  • бюджетное проектирование, технологию и методы формирования и контроля исполнения бюджетов;
  • методики планирования и прогнозирования потребности в персонале;
  • нормативные правовые и локальные нормативные акты, регламентирующие требования к численности персонала;
  • организационно-штатную структуру организации;
  • методы анализа количественного и качественного состава персонала;
  • порядок оформления, ведения и хранения документации по системам оплаты и организации труда персонала;
  • порядок работы с информационно-аналитическими автоматизированными системами организации по вопросам организации и оплаты труда;
  • нормы профессиональной этики, делового общения, корпоративной и производственной культуры;
  • нормативные правовые и локальные нормативные акты по исследованию состояния рынка труда;
  • нормативные правовые акты в области организации оплаты труда;
  • технологию и методы оценки удовлетворенности персонала;
  • технологию разработки системы нематериальной мотивации персонала;
  • международные и корпоративные практики в области компенсаций и льгот;
  • формы заработной платы и системы оплаты труда;
  • порядок заключения трудовых договоров, регулирования трудовых споров;
  • порядок проведения закупочных процедур и оформления сопутствующей документации;
  • методики разработки и внедрения локальных нормативных актов;
  • стандарты унифицированной системы организационно-распорядительной документации;
  • технологию, методы и методики проведения систематизации и анализа документов и информации;
  • порядок работы с информационно-аналитическими автоматизированными системами в области организации и нормирования труда;
  • основы социологии, психологии и физиологии труда;
  • основы стандартов качества, системы менеджмента качества;
  • основы документооборота и документационного обеспечения управления;
  • нормы этики и делового общения;
  • требования охраны труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности;
  • нормативные правовые и локальные нормативные акты по формированию и реализации системы оплаты и стимулирования труда персонала;
  • порядок разработки положений о премировании, ключевых показателей эффективности;
  • порядок заключения коллективных договоров;
  • методы учета и анализа показателей по труду и оплате труда;
  • нормативные правовые и локальные нормативные акты по планированию и использованию трудовых ресурсов;
  • нормативные правовые акты в области организации труда персонала, налогообложения, управления персоналом, защиты персональных данных, ведения документации по персоналу, предоставления учетной документации.

1.11. Руководитель службы экономики труда должен уметь:

  • анализировать состояние нормирования труда, качество норм труда, показателей по труду;
  • анализировать состояние производственных (технологических) процессов и управленческих бизнес-процессов;
  • внедрять методы рациональной организации производства, труда и управления;
  • разрабатывать планы организационных и технических мероприятий по повышению производительности труда;
  • создавать и описывать организационную структуру, цели, задачи, функции подразделений организации и должностных лиц;
  • оформлять документы по операционному управлению персоналом, предоставляемые в государственные органы, представительные органы работников;
  • контролировать исполнение поручений и задач, вносить своевременные коррекции в планы и задачи;
  • работать с информационными системами и базами данных по организации и нормированию труда персонала;
  • представлять интересы организации и вести переговоры с представительными органами работников, взаимодействовать с государственными организациями;
  • обеспечивать документационное сопровождение процессов организации и нормирования труда;
  • применять методы управления межличностными отношениями, формирования команд, развития лидерства и исполнительности, выявления талантов, определения удовлетворенности работой;
  • организовывать мероприятия по обеспечению выполнения требований охраны труда;
  • производить предварительные закупочные процедуры и оформлять сопутствующую документацию по заключению договоров;
  • организовывать работу персонала;
  • соблюдать нормы этики и делового общения;
  • проводить мониторинг заработной платы на рынке труда;
  • составлять прогнозы развития оплаты труда персонала;
  • разрабатывать концепцию построения мотивационных программ персонала в соответствии с целями организации;
  • анализировать уровень оплаты труда персонала по профессиональным квалификациям;
  • разрабатывать и внедрять локальные нормативные акты по оплате и стимулированию труда персонала;
  • применять технологии материальной и нематериальной мотивации в управлении персоналом;
  • определять зоны ответственности персонала и подразделений организации, ставить задачи и обеспечивать ресурсы для их исполнения;
  • анализировать формы материального стимулирования, компенсаций и льгот в оплате труда персонала;
  • разрабатывать показатели эффективности работы;
  • работать с информационными системами и базами данных по системам оплаты и стимулирования труда персонала;
  • контролировать и анализировать вопросы социального партнерства, договоры поставщиков услуг;
  • обеспечивать документационное сопровождение процессов оплаты труда;
  • анализировать уровень оплаты труда персонала по соответствующим профессиональным квалификациям;
  • контролировать бюджет расходов на персонал;
  • разрабатывать предложения по эффективности использования расходов на персонал;
  • работать с информационными системами и базами данных по системам оплаты и организации труда персонала;
  • вести деловую переписку;
  • анализировать показатели, характеризующие спрос и предложение на рынке труда;
  • производить обзоры заработной платы на рынке труда;
  • анализировать уровень оплаты труда персонала в соответствии с экономическими потребностями рынка труда с учетом динамики спроса и предложения рабочей силы;
  • выявлять тенденции, формировать прогнозы в области развития рынка труда;
  • аргументировать и экономически обосновывать предложения в области организации труда.

1.12. В период временного отсутствия руководителя службы экономики труда (отпуск, болезнь), его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Руководитель службы экономики труда в ходе управления деятельностью в области организации, нормирования, оплаты и материального стимулирования труда выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Управление деятельностью по организации и нормированию труда, в том числе:

  • анализ успешных корпоративных практик по вопросам организации и нормирования труда;
  • разработка регламентов, методических рекомендаций по процессу организации и нормирования труда, формирования и совершенствования организационной структуры подразделений организации с оказанием методической и консультативной помощи подразделениям организации по вопросам организации и нормирования труда;
  • организация исследований производственных (технологических), трудовых процессов, управленческих бизнес-процессов (функций), сбора, обработки, анализа исходных данных;
  • создание (поддержание) нормативно-методической и информационной базы исследований трудовых процессов и затрат рабочего времени;
  • определение степени охвата процесса организации и нормирования труда нормативными документами по труду с организацией подготовки проектов перспективных и текущих планов нормативно-исследовательских работ, работ по разработке и внедрению норм труда;
  • организация проверки качества, правильности применения и уровня выполнения действующих норм труда (норм времени, выработки и обслуживания, нормативов численности);
  • организация работ по выявлению резервов повышения производительности труда, разработке и осуществлению мероприятий по устранению потерь рабочего времени, улучшению его использования, совершенствованию организации и обслуживания рабочих мест, приемов и методов труда, сокращению применения тяжелого физического труда, созданию благоприятных условий труда;
  • организация работ по определению экономической эффективности внедрения мероприятий по организации и нормированию труда;
  • организация работ по изучению эффективности структуры управления организацией;
  • организация работ по регламентации труда, формированию функциональных карт (матриц) организации, разработке положений, должностных инструкций, профилей должностей с координацией их выполнения;
  • организация контроля соблюдения в организации трудового законодательства Российской Федерации, наличия мнения профсоюзной организации при утверждении норм труда, исполнения требований нормативов труда и отдыха персонала с разработкой предложений по итогам контроля;
  • составление информационно-аналитических отчетов с подготовкой презентационных материалов по оптимизации процесса организации и нормирования труда.

2.2. Управление деятельностью по разработке и реализации системы оплаты и материального стимулирования труда, в том числе:

  • разработка локальных нормативных актов по системам оплаты и стимулирования труда персонала;
  • организация проведения анализа эффективности применения действующих форм и систем оплаты труда, материального и нематериального стимулирования персонала организации;
  • организация контроля соблюдения в организации трудового законодательства Российской Федерации, исполнения требований нормативных правовых и локальных нормативных актов по оплате труда с разработкой предложений по итогам контроля;
  • организация мониторинга рынка заработных плат с целью пересмотра уровня заработной платы персонала;
  • обеспечение подготовки предложений по установлению доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, расширению совмещения профессий (должностей), увеличению зон обслуживания и объема выполняемых работ;
  • организация задач (проектов) по разработке и внедрению системы мотивации персонала, в том числе на основе ключевых показателей эффективности (показателей результативности);
  • регламентация процесса оплаты труда, разработка методологии формирования системы оплаты труда и мониторинга ключевых показателей эффективности с организацией работы по совершенствованию процесса;
  • разработка предложений по совершенствованию организационно-распорядительной документации и организации документооборота по оплате и стимулированию труда;
  • организация разработки проектов коллективных договоров с проверкой их исполнения в части, касающейся организации оплаты труда, в пределах своей компетенции, установленной локальными нормативными актами;
  • организация работ по автоматизации процессов в области оплаты и стимулирования труда;
  • составление информационно-аналитических отчетов с подготовкой презентационных материалов по оптимизации процесса организации оплаты и стимулирования труда.

2.3. Управление деятельностью по планированию и использованию трудовых ресурсов, в том числе:

  • организация работы по регламентации системы планирования трудовых ресурсов и расходов на персонал;
  • организация работы по эффективному использованию трудовых ресурсов и расходов на персонал;
  • организация формирования бюджета расходов на персонал, ресурсного плана численности, проведения анализа и контроля их исполнения;
  • организация работы по доведению планов по труду до подразделений организации;
  • организация работы по автоматизации процессов планирования численности, бюджетирования расходов на персонал и формирования отчетности;
  • организация работы по составлению информационно-аналитических отчетов, подготовка презентационных материалов по эффективности использования трудовых ресурсов и расходов на персонал с представлением их руководству организации.

2.4. Управление деятельностью по исследованию состояния рынка труда в части, касающейся организации, нормирования, оплаты и материального стимулирования труда, в том числе:

  • организация работы по анализу показателей, характеризующих спрос и предложение на рынке труда, по категориям персонала, видам экономической и производственной деятельности;
  • руководство работами по описанию существующей ситуации на рынке труда с выявлением тенденций в динамике трудовых ресурсов (дополнительная потребность, выбытие, замена) в рамках организации и ее подразделений;
  • руководство работами по разработке экономических прогнозов в области труда и занятости персонала организации;
  • организация работ по анализу отраслевой профессионально-квалификационной структуры персонала;
  • обеспечение проведения анализа уровня заработной платы по регионам, отраслям с последующим сравнением с уровнем заработной платы в разрезе профессионально-квалификационных групп персонала и видов деятельности;
  • организация работ по проведению и анализу межотраслевых (региональных) обзоров состояния рынка труда и занятости;
  • разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности персонала организации на региональном рынке труда.

В случае необходимости руководитель службы экономики труда может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно по решению руководителя организации в порядке, предусмотренном законодательством о труде.

3. Права

Руководитель службы экономики труда имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. Давать подчиненным ему работникам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

3.3. Контролировать выполнение производственных заданий, своевременное выполнение отдельных поручений подчиненными ему работниками.

3.4. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.5. Получать необходимую для выполнения функциональных обязанностей информацию о деятельности организации от всех подразделений напрямую или через непосредственного руководителя.

3.6. Взаимодействовать с другими подразделениями организации по производственным и другим вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

3.7. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы организации.

3.8. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности и деятельности подчиненных ему работников.

3.9. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.10. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения должностных обязанностей.

3.11. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Руководитель службы экономики труда несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя;

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач;

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях;

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы;

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам;

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы руководителя службы экономики труда осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций;

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы руководителя службы экономики труда является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы руководителя службы экономики труда определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью руководитель службы экономики труда обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

5.3. В связи с производственной необходимостью руководителю службы экономики труда для выполнения его трудовых функций может быть предоставлен служебный автотранспорт.

6. Право подписи

6.1. Руководителю службы экономики труда для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «__» _______ 20__ г.

(подпись)

Кнопка «Наверх»