Должностная инструкция медицинской сестры дошкольного образовательного учреждения (профстандарт)

УТВЕРЖДАЮ:

_______________________________

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Медицинской сестры дошкольного образовательного учреждения (профстандарт)

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция медицинской сестры дошкольного образовательного учреждения разработана на основе Профессионального стандарта: «02.074 Специалист по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним обучающимся в образовательных организациях», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 июля 2020 года №481н; с учетом ФЗ №273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 17 февраля 2021 года; в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

1.2. Медицинская сестра дошкольного образовательного учреждения относится к категории специалистов, среднего медицинского персонала, принимается на работу и освобождается от должности заведующим дошкольного образовательного учреждения.

1.3. Медицинская сестра ДОУ непосредственно подчиняется заведующему дошкольного образовательного учреждения.

1.4. Медицинская сестра дошкольного образовательного учреждения должна иметь высшее образование – бакалавриат  по направлению «Сестринское дело» и дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации по вопросам оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся без предъявления требований к стажу работы.

1.5. Особыми условиями допуска к работе являются:

  • сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста по специальности (направлению подготовки) “Сестринское дело (бакалавриат)”;
  • прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований);
  • отсутствие ограничений на занятие профессиональной деятельностью.

1.6. Медицинская сестра дошкольного образовательного учреждения должна знать:

  • законодательство Российской Федерации в сфере охраны здоровья, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе детского, нормативные правовые акты и документы, определяющие деятельность медицинских организаций и медицинских работников;
  • общие вопросы организации медицинской помощи детям;
  • анатомические, физиологические особенности воспитанников в зависимости от возраста и пола, основные закономерности физического, психического развития несовершеннолетних;
  • основы формирования здоровья детей и подростков;
  • основные факторы риска для здоровья воспитанников, определяемые условиями обучения и воспитания дошкольного образовательного учреждения;
  • Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям;
  • порядок оказания педиатрической помощи;
  • порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания дошкольного образовательного учреждения
  • порядок проведения профилактических медицинских осмотров воспитанников;
  • национальный календарь профилактических прививок, календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории воспитанников, подлежащих обязательной вакцинации;
  • перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок;
  • этиологию, патогенез, факторы риска, профилактику часто встречающихся заболеваний, состояний, функциональных отклонений у воспитанников;
  • противоэпидемические и профилактические мероприятия по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в дошкольном образовательном учреждении при возникновении очага инфекции;
  • клинические проявления часто встречающихся заболеваний;
  • значения показателей общего анализа мочи, клинического анализа крови, анализа кала на яйца глистов в норме для разных возрастных групп воспитанников;
  • методы применения иммунобиологических лекарственных препаратов;
  • медицинские изделия, применяемые для обследования состояния здоровья несовершеннолетних детей, и правила их применения;
  • скрининговые программы контроля за состоянием здоровья воспитанников;
  • правила оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи в неотложной форме воспитанникам;
  • правила получения информированного согласия родителей (законных представителей) обучающегося на оказание медицинской помощи в неотложной форме;
  • клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и (или) дыхания;
  • правила проведения базовой сердечно-легочной реанимации, включая дефибрилляцию;
  • технологии выполнения медицинских услуг, применяемые при оказании медицинской помощи в экстренной форме;
  • правила хранения, учета, пополнения запаса медицинских изделий и лекарственных препаратов;
  • правила хранения и транспортировки иммунобиологических лекарственных препаратов;
  • правила дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации инструментария;
  • правила асептики и антисептики;
  • санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами;
  • санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания, питания, физического воспитания детей с учетом групп здоровья, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
  • санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекции, дезинсекции и дератизации в условиях дошкольного образовательного учреждения;
  • правила оформления медицинской документации, в том числе в форме электронного документа;
  • правила работы в информационно-аналитических системах и информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”;
  • требования пожарной безопасности, охраны труда, основы личной безопасности и конфликтологии, правила внутреннего трудового распорядка;
  • требования к обеспечению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

1.7. Медицинская сестра дошкольного образовательного учреждения должна уметь:

  • организовывать профилактические медицинские осмотры воспитанников;
  • разрабатывать и проводить просветительные мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
  • проводить гигиеническое обучение, санитарно-гигиеническое просвещение родителей, администрации, педагогических и технических работников дошкольного образовательного учреждения, направленное на сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
  • формировать группы несовершеннолетних повышенного медико-социального риска здоровью для оптимальной организации процессов обучения и воспитания, оказания медицинской помощи, в том числе коррекции нарушений здоровья, физического и психического развития;
  • собирать и анализировать информацию о состоянии здоровья воспитанников по данным профилактических медицинских осмотров, обращаемости в медицинский кабинет дошкольного образовательного учреждения, медицинской документации, по результатам анкетирования родителей (законных представителей) воспитанников;
  • проводить скрининг-обследование состояния здоровья воспитанников по базовой скрининговой программе, интерпретировать полученные результаты;
  • организовывать и проводить противоэпидемические и профилактические мероприятия по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в дошкольном образовательном учреждении, в том числе при возникновении очага инфекции;
  • извещать территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об инфекционном или паразитарном заболевании, пищевом, остром отравлении, поствакцинальном осложнении;
  • проводить мероприятия по иммунопрофилактике инфекционных болезней в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям в соответствии с нормативными правовыми актами;
  • осуществлять контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания, обучения, питания, физического воспитания с учетом групп здоровья и потребностей воспитанников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
  • применять лекарственные препараты, в том числе иммунобиологические, медицинские изделия;
  • хранить, вести учет, пополнять запас медицинских изделий и лекарственных препаратов, а также организовывать эти процессы;
  • проводить дезинфекцию, предстерилизационную очистку и стерилизацию медицинских изделий;
  • проводить работу по профилактике травматизма в дошкольного образовательного учреждения;
  • распознавать и оценивать состояние здоровья воспитанников, которое требует оказания медицинской помощи в неотложной форме;
  • оказывать медицинскую помощь в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания);
  • выполнять мероприятия базовой сердечно-легочной реанимации;
  • оказывать первичную доврачебную медико-санитарную помощь в неотложной форме воспитанникам;
  • применять лекарственные препараты и медицинские изделия при оказании медицинской помощи в неотложной и экстренной форме;
  • действовать с соблюдением правил асептики и антисептики;
  • вести и хранить медицинскую документацию, в том числе в форме электронного документа, контролировать качество ее ведения;
  • составлять план работы и отчет о своей работе;
  • оформлять, хранить и предоставлять справочно-информационные служебные документы;
  • использовать в работе персональные данные пациентов и сведения, составляющие врачебную тайну;
  • использовать в своей работе информационные системы в сфере здравоохранения и информационно-телекоммуникационную сеть “Интернет”;
  • обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических требований.

1.8. В период временного отсутствия медицинской сестры ДОУ (отпуск, болезнь), ее обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Медицинская сестра дошкольного образовательного учреждения выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. В рамках трудовой функции организации и работы по проведению медицинских профилактических осмотров и скрининг-обследований обучающихся:

  • организовывает проведение профилактических медицинских осмотров воспитанников;
  • проводит скрининг-обследования состояния здоровья воспитанников, в том числе:
    • выявляет нарушения осанки визуальным методом;
    • проводит плантографию;
    • измеряет артериальное давление, частоту пульса и дыхания;
    • измеряет массу и длину тела, окружность грудной клетки;
    • определяет силу мышц кисти;
    • определяет остроту зрения;
    • выявляет предмиопию (с помощью теста Малиновского в подготовительной группе)
    • выявляет нарушения бинокулярного зрения (с помощью теста Рейнеке для воспитанников 4-6 лет);
    • выявляет нарушения остроты слуха;
    • проводит экспресс-оценку содержания сахара и белка в моче.
  • передает информацию о воспитанниках и семьях, отнесенных к группам социального риска, в отделение медико-социальной помощи детской поликлиники (детского отделения поликлиники), в органы опеки и попечительства.

2.2. В рамках трудовой функции проведения мероприятий по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни:

  • организовывает и проводит профилактические и оздоровительные мероприятия в условиях дошкольного образовательного учреждения с привлечением медицинских работников центров здоровья, центров медицинской профилактики;
  • разрабатывает и проводит совместно с воспитанниками, родителями (законными представителями), педагогическими работниками и их представителями мероприятия по реализации программ профилактики хронических неинфекционных заболеваний;
  • организовывает и проводит мероприятия по иммунопрофилактике инфекционных болезней в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям;
  • организовывает утренний фильтр воспитанников с обязательной термометрией  в случаях карантина, проверяет и обеспечивает оснащение медицинским оборудованием;
  • проводит гигиеническое воспитание и обучение, санитарно-гигиеническое просвещение участников образовательных отношений по наиболее распространенным заболеваниям и (или) состояниям воспитанников;
  • контролирует своевременное прохождение сотрудниками дошкольного образовательного учреждения периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
  • оценивает эффективность профилактических мероприятий для воспитанников по результатам скрининг-обследований и профилактических осмотров, статистике обращений в медицинский кабинет; показателям травматизма в дошкольном образовательном учреждении;
  • подготавливает предложения по созданию безопасных условий обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении.

2.3. В рамках трудовой функции профилактики факторов риска для здоровья обучающихся, определяемых условиями обучения и воспитания в образовательных организациях, контроля проведения санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий:

  • идентифицирует и оценивает выраженность факторов риска для здоровья воспитанников, определяемых условиями обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении;
  • контролирует использование технических средств обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении;
  • проводит совместно с педагогом-психологом и старшим воспитателем дошкольного образовательного учреждения комплекс мероприятий, направленных на благоприятное течение периода адаптации у воспитанников;
  • контролирует соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения с учетом групп здоровья воспитанников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
  • организовывает и проводит противоэпидемические (профилактические) мероприятия по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в дошкольном образовательном учреждении при возникновении очага инфекции;
  • контролирует качество доставляемых в дошкольное образовательное учреждение продуктов питания (выборочно), их правильное хранение и соблюдение сроков реализации (совместно с комиссией по вопросам контроля организации питания);
  • извещает территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об инфекционном или паразитарном заболевании, пищевом, остром отравлении, поствакцинальном осложнении.

2.4. В рамках трудовой функции проведения анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организации деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала:

  • ведет медицинскую документацию, в том числе в форме электронного документа;
  • составляет план работы и отчеты о своей работе;
  • анализирует основные медико-статистические показатели состояния здоровья воспитанников в дошкольном образовательном учреждении, в том числе результаты скрининг-обследований, результаты профилактических медицинских осмотров, статистику обращений в медицинский кабинет, травматизм в дошкольном образовательном учреждении;
  • организовывает и контролирует деятельность специалистов со средним медицинским образованием, находящихся в подчинении.

2.5. В рамках трудовой функции оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи обучающимся в неотложной форме:

  • распознает состояние здоровья воспитанника, требующего оказания ему медицинской помощи в неотложной форме;
  • оказывает первичную доврачебную медико-санитарную помощь воспитанникам в неотложной форме в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями, с учетом стандартов медицинской помощи;
  • применяет лекарственные препараты и медицинские изделия при оказании медицинской помощи в неотложной форме;
  • направляет воспитанника при наличии медицинских показаний в медицинскую организацию, на медицинском обслуживании которой он находится;
  • вызывает бригаду скорой медицинской помощи для медицинской эвакуации в медицинскую организацию воспитанника, нуждающегося в оказании медицинской помощи в неотложной форме;
  • получает информированное согласие родителей (законных представителей) воспитанника на оказание медицинской помощи в неотложной форме;
  • информирует родителей (законных представителей) воспитанника об оказанной медицинской помощи в неотложной форме.

2.6. В рамках трудовой функции оказания  медицинской помощи в экстренной форме:

  • распознает состояния, представляющие угрозу жизни, включая состояние клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания), требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме;
  • вызывает бригаду скорой медицинской помощи и оказывает медицинскую помощь в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания) до приезда бригады скорой медицинской помощи;
  • проводит мероприятия базовой сердечно-легочной реанимации;
  • применяет лекарственные препараты и медицинские изделия при оказании медицинской помощи в экстренной форме;
  • информирует родителей (законных представителей) воспитанника об оказанной медицинской помощи в экстренной форме и госпитализации.

2.7. Соблюдает профессиональную этику, сохраняет медицинскую тайну, исходя из принципов информационной конфиденциальности, не распространяет сведения, если ознакомление с ними не является необходимым для решения конкретных проблем и может нанести ущерб ребенку и его окружению.

2.8. Своевременно информирует заведующего дошкольного образовательного учреждения и воспитателей дошкольного образовательного учреждения о состоянии здоровья воспитанников.

В случае служебной необходимости воспитатель дошкольного образовательного учреждения может привлекаться к выполнению обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.

3. Права

Медсестра ДОУ имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений администрации дошкольного образовательного учреждения, которые касаются ее профессиональной деятельности.

3.2. Отказаться от выполнения распоряжений администрации дошкольного образовательного учреждения в тех случаях, когда они противоречат профессиональным этическим принципам.

3.3. Требовать от администрации дошкольного образовательного учреждения создания условий, необходимых для выполнения своих должностных обязанностей.

3.4. Участвовать в работе коллегиальных органов самоуправления дошкольного образовательного учреждения.

3.5. Медсестра дошкольного образовательного учреждения имеет права, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Уставом дошкольного образовательного учреждения, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными актами дошкольного образовательного учреждения.

4. Ответственность

Медсестра дошкольного образовательного учреждения несет ответственность:

4.1. Материальную ответственность – за хранение медицинских препаратов и медицинского оборудования.

4.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей, предусмотренных данной должностной инструкцией, – в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

4.3. За жизнь и здоровье детей в период пребывания их в дошкольном образовательном учреждении.

4.4. За сохранность протоколов обследований воспитанников и оформление их в установленном порядке.

4.5. За соблюдение правил охраны труда, соблюдение сроков хранения медикаментов, правил производственной санитарии и противопожарной безопасности.

4.6. В случае нарушения Устава, условий Коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка дошкольного образовательного учреждения, данной должностной инструкции для медсестры дошкольного образовательного учреждения, приказов заведующего, медицинская сестра подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации.

5. Взаимоотношения и связи по должности

Медицинская сестра дошкольного образовательного учреждения:

5.1. Работает в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному заведующим дошкольного образовательного учреждения.

5.2. Самостоятельно планирует свою работу на год, полугодие и помесячно, а также согласовывает планы с врачом-педиатром и утверждает у заведующего ДОУ.

5.3. Представляет в СЭС и заведующему дошкольным образовательным учреждением письменный отчет о своей деятельности по окончании года.

5.4. Получает от заведующей дошкольного образовательного учреждения, заместителя заведующей по воспитательно-образовательной работе информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

5.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с работниками медицинского кабинета и педагогическим коллективом.

5.6. Информирует заведующего дошкольным образовательным учреждением о возникших трудностях в работе с родителями и различными службами.

5.7. Передает заведующей информацию, полученную непосредственно на совещаниях и семинарах.

5.8. Осуществляет постоянную связь с детской поликлиникой для своевременного ознакомления с эпидемиологической обстановкой в округе.

6. Порядок утверждения и изменения должностной инструкции

6.1. Внесение изменений и дополнений в действующую должностную инструкцию производится в том же порядке, в котором принимается должностная инструкция.

6.2. Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения и действует до замены ее новой должностной инструкцией.

С инструкцией ознакомлен ______/____________/ «__» _______ 20__ г.

(подпись)

Кнопка «Наверх»