Должностная инструкция социального педагога в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) (профстандарт)

УТВЕРЖДАЮ:

_______________________________

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Социального педагога в дошкольном образовательном учреждении (профстандарт)

1. Общие положения

1.1. На должность социального педагога в дошкольном образовательном учреждении может быть принято лицо, которое соответствует требованиям профессионального стандарта “01.005 Специалист в области воспитания”, утвержденным приказом Минтруда и Соцзащиты РФ № 10н от 10 января 2017 года.

1.2. Социальный педагог дошкольного образовательного учреждения должен иметь высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства.

1.3. Особыми условиями допуска социального педагога к работе в дошкольном образовательном учреждении являются:

  • прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, а также внеочередных медицинских осмотров  в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие личной медицинской книжки с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
  • отсутствие ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних,  установленных статьей 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

1.4. Социальный педагог принимается на работу и освобождается от должности заведующим дошкольного образовательного учреждения в соответствии с требованиями ТК РФ.

1.5. Социальный педагог непосредственно подчиняется заведующему дошкольным образовательным учреждением и соблюдает должностную инструкцию.

1.6. В своей профессиональной деятельности социальный педагог дошкольного образовательного учреждения должен знать:

  • нормативные правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные;
  • нормативные правовые акты Российской Федерации в области образования, воспитания, социальной работы с детьми и молодежью;
  • нормативно-правовые акты в области трудоустройства, патроната, обеспечения жильем, пособиями, пенсиями, оформления сберегательных вкладов, использования ценных бумаг воспитанников из числа сирот и оставшихся без попечения родителей;
  • источники актуальной информации в области социально-педагогической поддержки воспитанников в процессе социализации;
  • требования охраны труда, жизни и здоровья воспитанников;
  • права и свободы воспитанников в области образования;
  • формы и методы консультирования педагогов, родителей (законных представителей) и обучающихся по вопросам реализации прав воспитанников;
  • особенности современной семьи, семейного воспитания, работы с родителями, их консультирования;
  • методы социально-педагогической диагностики, изучения ситуаций жизнедеятельности воспитанников, выявления их потребностей;
  • подходы, формы и методы социально-педагогической поддержки воспитанников в процессе образования;
  • способы обеспечения реализации и защиты прав воспитанников в процессе образования;
  • особенности формирования социальной компетентности у воспитанников разного возраста;
  • основы социально-педагогической деятельности по социальной адаптации воспитанников, помощи им в освоении социальных ролей;
  • основы проектирования программ социально-педагогического сопровождения детей и молодежи в процессе социализации;
  • подходы к планированию мероприятий по организации свободного времени воспитанников;
  • способы планирования социально и личностно значимой деятельности воспитанников с целью расширения их социокультурного опыта;
  • формы и методы социально-педагогической поддержки детей и молодежи в трудной жизненной ситуации;
  • основные направления профилактики социальных девиаций среди воспитанников;
  • формы и методы профилактической работы с детьми и семьями группы социального риска;
  • социально-педагогические условия обеспечения социальной реабилитации воспитанников, имевших проявления девиантного поведения;
  • способы обеспечения досуговой занятости воспитанников, проведения культурно-просветительских мероприятий;
  • теория и методика организации отдыха и оздоровления детей и молодежи в каникулярное время;
  • теория и методика социально-педагогической работы с детьми и молодежью по месту жительства;
  • теоретические и практические знания по учебной дисциплине «Первая помощь» способы оказания первой помощи детям дошкольного возраста от 3 лет;
  • законодательство о правах ребенка, Конвенцию о правах ребенка;
  • гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее – гигиенические нормативы);
  • санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее – санитарные правила);
  • нормы охраны труда, правила пожарной безопасности и требования антитеррористической защищенности.

1.7. В своей профессиональной деятельности социальный педагог дошкольного образовательного учреждения должен уметь:

  • осуществлять поиск информационных ресурсов, методической литературы, инновационного опыта и их анализ;
  • осуществлять отбор материалов, актуальных для реализуемых программ социально-педагогической поддержки воспитанников;
  • разрабатывать информационно-методические материалы для программ социально-педагогической поддержки воспитанников, предназначенные для их участников – педагогов, родителей (законных представителей), воспитанников;
  • осуществлять отбор и применять социально-педагогические методы изучения ситуаций жизнедеятельности воспитанников для выявления их потребностей;
  • определять необходимый перечень мер по социально-педагогической поддержке  и защите прав воспитанников в процессе образования;
  • проводить консультирование педагогов, родителей (законных представителей) и обучающихся по вопросам реализации прав воспитанников в процессе образования;
  • разрабатывать программы формирования у воспитанников социальной компетентности;
  • разрабатывать мероприятия по социальной адаптации воспитанников к новой жизненной ситуации;
  • планировать работу с воспитанниками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, с учетом специфики их социальных проблем;
  • планировать мероприятия по профилактике девиантного поведения воспитанников;
  • разрабатывать меры по социальной реабилитации воспитанников, имевших проявления девиантного поведения;
  • применять педагогические технологии социальной реабилитации воспитанников, имевших проявления девиантного поведения;
  • организовывать индивидуальную профилактическую работу с воспитанниками и семьями группы социального риска;
  • разрабатывать меры по обеспечению досуговой занятости воспитанников в ДОУ и по месту жительства;
  • оказывать консультативную помощь воспитанникам в принятии решений в ситуациях самоопределения;
  • применять технологии педагогической поддержки социальных инициатив воспитанников;
  • согласовывать с институтами социализации план совместных действий по обеспечению позитивной социализации воспитанников.

1.7. Социальный педагог дошкольного образовательного учреждения должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, знать требования антитеррористической защищенности, пути эвакуации, при угрозе совершения или совершении террористического акта, иной кризисной ситуации, выполнять нормы антикризисного плана действий в чрезвычайной ситуации, распоряжения заведующего и ответственных за пожарную безопасность, антитеррористическую защищенность.

2. Должностные обязанности

Социальный педагог дошкольного образовательного учреждения выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. В рамках социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации основными трудовыми функциями социального педагога в дошкольном образовательном учреждении являются:

2.1.1. Планирование мер по социально-педагогической поддержке воспитанников дошкольного образовательного учреждения в процессе социализации.

2.1.2. Организация социально-педагогической поддержки воспитанников в процессе социализации.

2.1.3. Организационно-методическое обеспечение социально-педагогической поддержки воспитанников.

2.2. В рамках трудовой функции планирования мер по социально-педагогической поддержке воспитанников дошкольного образовательного учреждения в процессе социализации социальный педагог:

2.2.1. Анализирует ситуации жизнедеятельности воспитанников.

2.2.2. Разрабатывает меры по социально-педагогической поддержке воспитанников в процессе образования.

2.2.3. Проектирует программы формирования у воспитанников социальной компетентности, социокультурного опыта.

2.2.4. Разрабатывает меры по социально-педагогическому сопровождению воспитанников в трудной жизненной ситуации.

2.2.5. Разрабатывает меры по профилактике социальных девиаций среди воспитанников.

2.2.6. Планирует совместную деятельность с институтами социализации в целях обеспечения позитивной социализации воспитанников.

2.3. В рамках трудовой функции организации социально-педагогической поддержки воспитанников в процессе социализации социальный педагог:

2.3.1. Организовывает социально-педагогическую поддержку воспитанников в процессе образования.

2.3.2. Реализует культурно-просветительские программы и мероприятий по формированию у воспитанников социальной компетентности и позитивного социального опыта.

2.3.3. Организует социально-педагогическую поддержку воспитанников в трудной жизненной ситуации.

2.3.4. Проводит профилактическую работу с воспитанниками группы социального риска.

2.3.5. Организовывает социальную реабилитацию воспитанников, имевших проявления девиантного поведения.

2.3.6. Обеспечивает досуговую занятость воспитанников с учетом санитарных правил и гигиенических нормативов.

2.3.7. Организовывает совместную деятельность с социальными институтами в целях позитивной социализации воспитанников.

2.4. В рамках трудовой функции организационно-методического обеспечения социально-педагогической поддержки воспитанников социальный педагог:

2.4.1. Разрабатывает методические материалы для реализации программ и мероприятий по социально-педагогической поддержке воспитанников.

2.4.2. Разрабатывает методические материалы для консультирования воспитанников по построению социальных отношений, адаптации к новым жизненным ситуациям.

2.4.3. Осуществляет методическое сопровождение деятельности педагогов по развитию у родителей (законных представителей) социально-педагогической компетентности.

2.4.4. Обеспечивает организационно-методическое сопровождение совместной деятельности с институтами социализации по социально-педагогической поддержке воспитанников.

2.4.5. Проводит организацию и методическое обеспечение контроля результатов деятельности по социально-педагогической поддержке воспитанников.

2.5. Участвует в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы, в планерках при заместителе заведующего по воспитательной работе, в заседании штаба воспитательной работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющих).

2.6. Соблюдает культуру и этику общения с сотрудниками и коллегами по работе, этические нормы поведения в дошкольном образовательном учреждении, в быту и общественных местах.

2.7. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.

2.8. Проходит предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию (при приеме на работу и далее с периодичностью не реже 1 раза в 2 года), вакцинацию в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и национальным календарем прививок по эпидемиологическим показаниям.

2.9. Выполняет все требования настоящей должностной инструкции, правила по охране труда, пожарной безопасности  и антитеррористической защищенности в дошкольном образовательном учреждении.

3. Права

3.1. Социальный педагог дошкольного образовательного учреждения имеет все права, установленные Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом «Об образовании в РФ», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», Уставом дошкольного образовательного учреждения, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными актами дошкольного образовательного учреждения.

3.2. Социальный педагог в пределах своей компетенции имеет право:

3.2.1. От имени дошкольного образовательного учреждения устанавливать деловые отношения с учреждениями образования, спорта, здравоохранения, культуры, правопорядка, социальной защиты, детскими и молодежными организациями, службами психологической и социально-педагогической помощи, органами местного самоуправления и власти, средствами массовой информации в целях социально-педагогической помощи воспитанникам, защиты их прав, здоровья и жизни.

3.2.2. Вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы, замечания по деятельности работников учреждения, варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.

3.2.3. Приглашать от имени дошкольного образовательного учреждения родителей (законных представителей) для информирования их об особенностях социальной адаптации их детей.

3.3. Имеет полное право:

3.3.1. Вносить предложения о создании и ликвидации временных коллективов, групп и объединений, занимающихся проектами и программами социальной адаптации воспитанников дошкольного образовательного учреждения.

3.3.2. Контролировать и оценивать ход и результаты проектов и программ социальной адаптации воспитанников, налагать вето на те из них, которые чреваты ухудшением здоровья, нарушением техники безопасности, не предусматривающие профилактики, компенсации и преодоления возможных негативных последствий.

3.3.3. Запрашивать, получать и применять у администрации дошкольного образовательного учреждения информационные материалы, нормативные и правовые документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.3.4. Получать от воспитателей и иных педагогических работников сведения, необходимые для осуществления своей профессиональной деятельности.

3.3.5. Требовать от администрации дошкольного образовательного учреждения создания условий, необходимых для осуществления своих профессиональных обязанностей.

3.3.6. Принимать участие в деятельности органов самоуправления.

3.3.7. Защищать профессиональную честь и достоинство, знакомиться с жалобами и иными документами, которые в той или иной мере содержат оценку его деятельности, предоставлять по ним пояснения.

3.3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.

4. Ответственность

4.1. Социальный педагог несет полную персональную ответственность за:

  • жизнь и здоровье воспитанников, соблюдение инструкций охраны жизни и здоровья воспитанников, нарушение их прав и свобод – согласно законодательству РФ;
  • несоответствующее выполнение или невыполнение своих должностных обязанностей, установленных приведенной должностной инструкцией, – в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
  • любое правонарушение, совершенное во время своей профессиональной деятельности, – в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ;
  • любое нанесение материального ущерба – в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ;
  • несвоевременное прохождение медосмотра.

4.2. В случае любого нарушения Устава, условий Коллективного договора, данной должностной инструкции, Правил внутреннего трудового распорядка, приказов руководителя дошкольного образовательного учреждения подвергается дисциплинарным взысканиям согласно статье 192 ТК РФ.

4.3. При использовании, даже единожды, способов воспитания, включающих в себя элементы физического и (или) психологического насилия над личностью ребенка, а также за совершение любого другого аморального поступка может быть освобожден от занимаемой должности согласно трудовому законодательству и ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”. Увольнение за такой поступок не принимается за меру дисциплинарного взыскания.

4.4. За любое виновное причинение детсаду или участникам воспитательно-образовательного процесса ущерба во время исполнения (неисполнения) своих должностных обязанностей несет материальную ответственность в порядке и пределах, предусмотренных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.

4.5. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

5. Взаимоотношения. Связи по должности

5.1. Социальный педагог ДОУ работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному  заведующим дошкольным образовательным учреждением

5.2. Участвует в совещаниях, иных мероприятиях относящихся к вопросам воспитательной и образовательной деятельности.

5.3. Ставит в известность руководителя дошкольного образовательного учреждения, заместителя руководителя по административно-хозяйственной работе (завхоза) о любых недостатках в обеспечении воспитательно-образовательного процесса. Вносит конкретные предложения по ликвидации выявленных недостатков.

5.4. Получает от администрации дошкольного образовательного учреждения материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится с приказами, инструкциями и распоряжениями под роспись.

5.5. Взаимодействует с родителями (законными представителями) детей по вопросам, входящим в компетенцию социального педагога.

5.6. Постоянно обменивается информацией по вопросам, относящимся к его деятельности, с администрацией, педагогическими работниками и обслуживающим персоналом дошкольного образовательного учреждения.

5.7. Вовремя информирует руководителя дошкольного образовательного учреждения и надлежащие службы обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных с жизнью и здоровьем детей.

5.8. Своевременно информирует администрацию дошкольного образовательного учреждения о возникших затруднениях в процессе осуществления проектов и программ, направленных на социальную адаптацию детей.

5.9. Передает заведующему дошкольным образовательным учреждением и его заместителям информацию, полученную на совещаниях, семинарах, конференциях непосредственно после ее получения.

5.10. Своевременно информирует заместителя заведующего по административно-хозяйственной части (завхоза) дошкольного образовательного учреждения о возникновении аварийных ситуаций в работе систем электроосвещения, водоснабжения, отопления и канализации, а также при других выявленных нарушениях санитарных правил в дошкольном образовательном учреждении.

5.11. Информирует заместителя по административно-хозяйственной части (завхоза) обо всех недостатках в организации условий своей деятельности (отсутствии канцелярских принадлежностей, ремонте оргтехники, мебели), соответствии рабочего места нормам охраны труда.

5.12. Принимает под свою персональную ответственность материальные ценности с непосредственным использованием и хранением их в служебном кабинете.

5.13. Во время отсутствия социального педагога его обязанности выполняет сотрудник, имеющий все требующиеся профессиональные знания, умения и навыки, назначенный приказом заведующего. Данный сотрудник приобретает соответствующие права и несет полную ответственность за качественное выполнение возложенных на него обязанностей.

6. Порядок утверждения и изменения должностной инструкции

6.1. Внесение изменений в должностную инструкцию осуществляется в следующих случаях:

  • при изменении должностных прав и обязанностей;
  • при возложении на работника наряду с его основными должностными обязанностями дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности);
  • при реорганизации юридического лица;
  • при изменении штатного расписания (сокращении штатов, введении новой штатной единицы);
  • при изменении наименования организации (или внесения иных изменений в учредительные документы) или структурного подразделения и т.д.

6.2. Внесение изменений и дополнений в действующую должностную инструкцию производится в том же порядке, в котором принимается должностная инструкция.

6.3. Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения и действует до замены ее новой должностной инструкцией.

6.4. Факт ознакомления  сотрудника с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

С инструкцией ознакомлен ______/____________/ «__» _______ 20__ г.

(подпись)

Кнопка «Наверх»