Должностная инструкция специалиста по организации и оплате труда (планирование численности персонала и расходов на персонал)
УТВЕРЖДАЮ:
_______________________________
[Наименование должности]
_______________________________
_______________________________
[Наименование организации]
_______________________________
_______________________/[Ф.И.О.]/
«______» _______________ 20___ г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Специалиста по организации и оплате труда (планирование численности персонала и расходов на персонал)
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность специалиста по организации и оплате труда [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Компания).
1.2. Специалист по организации и оплате труда назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.
1.3. Специалист по организации и оплате труда относится к категории специалистов.
1.4. Специалист по организации и оплате труда подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.
1.5. На должность специалиста по организации и оплате труда может быть назначено лицо, имеющее высшее образование — бакалавриат без требований к опыту практической работы
1.6. В практической деятельности специалиста по организации и оплате труда должен руководствоваться:
- законодательством, нормативно-правовыми актами, а также локальными актами и организационно-распорядительными документами;
- правилами внутреннего трудового распорядка;
- правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
- настоящей должностной инструкцией.
1.7. Специалист по организации и оплате труда должен знать:
- нормативные правовые и локальные нормативные акты по разработке системы планирования численности;
- нормативные правовые акты в области бухгалтерского, налогового и управленческого учета;
- нормативные правовые и локальные нормативные акты по планированию, корректировке и контролю исполнения бюджета расходов на персонал, налогообложению и социальному страхованию;
- нормативные правовые и локальные нормативные акты по планированию и контролю выполнения показателей по труду;
- общие принципы организации производства;
- основы бухгалтерского учета, статистики;
- нормирование труда;
- анализ финансово-хозяйственной деятельности организации;
- экономику труда;
- организацию труда и управления персоналом;
- трудовое законодательство Российской Федерации в области организации и нормирования труда;
- трудовое законодательство Российской Федерации в области организации, оплаты труда и управления персоналом;
- требования органов исполнительной власти в области установления норм труда;
- межотраслевые и отраслевые нормативы трудовых затрат, методики их разработки и состав показателей;
- цели и типы кадровых стратегий, виды кадровой политики;
- порядок разработки и оптимизации бизнес-процессов;
- методические и нормативно-технические материалы в области управления численностью и затратами на персонал;
- основы документооборота и документационного обеспечения деятельности;
- порядок работы с информационно-аналитическими автоматизированными системами планирования численности;
- принципы работы со сводными таблицами в различных информационных системах и базах данных;
- нормы профессиональной этики, делового общения, корпоративной и производственной культуры;
- основы стандартов качества, системы менеджмента качества;
- требования охраны труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности;
- нормы этики и делового общения;
- технологические процессы, технологию и режимы производства организации;
- организационную структуру организации и ее численно-квалификационный состав;
- состав и структуру фонда оплаты труда;
- информационные системы и программные продукты для ведения бухгалтерского и управленческого учета;
- методологию бюджетирования и анализа финансово-хозяйственной деятельности в части, касающейся расходов на персонал;
- порядок тарификации работ и рабочих;
- порядок установления должностных окладов, доплат, надбавок и коэффициентов к заработной плате, тарификации работ и присвоения тарифных разрядов;
- порядок расчета стимулирующих выплат;
- принципы финансово-экономического планирования и оценки деятельности;
- методы бюджетного проектирования, планирования фонда оплаты труда;
- методы учета и анализа экономических показателей;
- формы, системы оплаты и учета производительности труда персонала;
- технологию, методы и методики систематизации и анализа документов и информации;
- методологию разработки локальных нормативных актов;
- порядок работы с информационно-аналитическими автоматизированными системами бюджетирования организации;
- основы документооборота и документационного обеспечения управления;
- порядок разработки перспективных и годовых планов по труду и заработной плате, производительности труда;
- технологию и методы формирования и контроля бюджетов;
- методы определения численности персонала;
- требования к составлению отчетности по трудовым показателям;
- методологию разработки локальных нормативных актов организации, методические материалы и нормативы в области управления численностью и затратами на персонал;
- порядок работы с информационно-аналитическими автоматизированными системами организации.
1.8. Специалист по организации и оплате труда должен уметь:
- анализировать и систематизировать финансово-экономическую информацию по бюджетному планированию;
- применять межотраслевые и отраслевые нормативы численности;
- применять локальные нормы труда;
- читать организационные схемы и технологические карты расстановки персонала;
- анализировать бизнес-процессы и выделять в них виды работ;
- рассчитывать оптимальную численность персонала;
- работать с документацией: осуществлять сбор и обобщение первичной, учетно-отчетной, социологической информации по основным трудовым показателям;
- работать с информационными системами и базами данных по управлению численностью и затратами на персонал;
- работать с информационными системами и базами данных по планированию и бюджетированию;
- разрабатывать системы анализа и контроля исполнения показателей бюджета расходов на оплату труда: разрабатывать формы отчетности, состав показателей, методику их анализа и контроля;
- применять методы выявления резервов повышения производительности труда;
- применять методы экономического анализа количественных и качественных показателей;
- работать с электронными массивами данных;
- использовать передовые технологии бюджетирования: методы планирования, прогнозирования и стоимостной оценки расходов на персонал;
- анализировать состояние расходов на персонал в рамках утвержденного бюджета организации;
- составлять и контролировать статьи расходов на персонал в калькуляционном и сметном разрезе;
- осуществлять учет и анализ показателей по труду и заработной плате;
- составлять прогнозы развития трудовых показателей;
- использовать методы обработки статистической информации по трудовым показателям;
- формировать статистическую отчетность по унифицированным формам;
- формировать нормативные (контрольные) значения показателей по труду;
- применять технологии, методы и методики систематизации и анализа документов и информации;
- работать с информационными системами и базами данных по формированию и учету показателей по труду и заработной плате;
- разрабатывать и оформлять документы по направлению деятельности;
- соблюдать нормы этики и делового общения;
- формировать состав показателей (статей) бюджета расходов на персонал, разрабатывать методику их расчета;
- применять методики расчета нормативных (удельных) показателей для определения плановых значений показателей бюджета расходов на персонал.
1.9. В период временного отсутствия специалиста по организации и оплате труда (отпуск, болезнь), его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].
2. Должностные обязанности
Специалист по организации и оплате труда в ходе планирования численности персонала и расходов на персонал выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Разработка системы планирования численности, в том числе:
- сбор исходных данных для проведения расчета нормативной численности персонала на плановый (отчетный) период;
- проведение расчета нормативной численности персонала;
- подготовка справочных и аналитических материалов по итогам расчета нормативной численности персонала;
- выявление резервов повышения эффективности использования трудовых ресурсов в организации на основе расчетов нормативной численности;
- расчет общих трудозатрат по видам работ (услуг) на планируемый период;
- определение планового фонда рабочего времени на определенный календарный период;
- определение численности персонала на основании расчетного фонда рабочего времени и общих трудозатрат по видам работ;
- определение перечня наименований должностей, профессий для производства работ, выполняемых в организации;
- регламентация системы планирования численности с подготовкой проектов локальных нормативных актов, обоснованием методологии расчета численности персонала;
- выполнение корректирующих действий в течение планируемого периода при изменении данных, являющихся базовыми для планирования численности персонала.
2.2. Разработка системы бюджетирования расходов на персонал, в том числе:
- разработка системы бюджетирования расходов на персонал (утверждение состава показателей (статей) бюджета расходов на персонал, методики их расчета и периодов планирования);
- расчет и утверждение нормативных (удельных) показателей для определения плановых значений показателей бюджета расходов на персонал;
- разработка порядка корректировки показателей бюджета расходов на персонал в связи с изменением производственной программы, пересмотром нормативов численности, изменениями в финансово-экономической деятельности организации;
- разработка системы анализа и контроля исполнения показателей бюджета расходов на оплату труда с утверждением форм отчетности, состава показателей, методик их анализа и контроля;
- выявление резервов повышения эффективности использования средств фонда оплаты труда на основе использования аналитических методов, установленных нормативов расхода средств, удельных показателей;
- разработка локальных нормативных актов, регламентирующих порядок бюджетирования расходов на персонал;
- подготовка справочных и аналитических материалов по локальным нормативным актам, касающимся системы и порядка бюджетирования расходов на персонал.
2.3. Планирование, корректировка и контроль исполнения бюджета расходов на персонал, в том числе:
- анализ исполнения утвержденного бюджета расходов на оплату труда персонала за период, предшествующий планируемому;
- расчет нормативного (планового) фонда оплаты труда на основании штатного расписания и действующих в организации локальных нормативных актов по оплате труда;
- консолидация бюджета расходов на оплату труда с учетом всех видов затрат (по видам деятельности);
- формирование отчетности по уровням востребованности о фактическом исполнении бюджета расходов на оплату труда;
- сравнение фактических и плановых расходов на оплату труда по статьям бюджета расходов на оплату труда с выявлением и анализом причин отклонения фактических данных от плановых;
- корректировка нормативных (плановых) показателей расходов на оплату труда (фонда оплаты труда) с учетом результатов проведенной аналитики, запросов руководителей подразделений на изменение бюджета расходов на оплату труда, расчетных прогнозных финансово-экономических показателей деятельности организации;
- определение задач по корректирующим действиям для соответствующих подразделений организации (изменение плана, изменение подходов в расходовании средств);
- составление прогнозов исполнения бюджета расходов на оплату труда.
2.4. Планирование и контроль выполнения показателей по труду, в том числе:
- разработка (актуализация) форм отчетности по трудовым показателям с доведением до подразделений организации;
- ведение учета показателей по труду и заработной плате;
- формирование отчета выполнения нормативных показателей по труду;
- формирование, ведение и хранение базы данных по трудовым показателям;
- контроль своевременности сдачи отчетности по труду;
- подготовка предложений по корректировке данных по трудовым показателям;
- составление внешней (статистической) отчетности по трудовым показателям.
В случае служебной необходимости специалист по организации и оплате труда может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.
3. Права
Специалист по организации и оплате труда имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.
3.2. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.
3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.
3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.5. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам.
3.7. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.8. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.
4. Ответственность и оценка деятельности
4.1. Специалист по организации и оплате труда несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:
4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.
4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.
4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.
4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.
4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.
4.1.7. Совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.
4.1.8. Причинение материального ущерба и/или убытков предприятию или третьим лицам, связанных с действием или бездействием во время исполнения служебных обязанностей.
4.2. Оценка работы специалиста по организации и оплате труда осуществляется:
4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.
4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.
4.3. Основным критерием оценки работы специалиста по организации и оплате труда является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.
5. Условия работы
5.1. Режим работы специалиста по организации и оплате труда определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными на предприятии.
5.2. В связи с производственной необходимостью специалист по организации и оплате труда может выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).
С инструкцией ознакомлен ______/____________/ «__» _______ 20__ г.
(подпись)