Должностная инструкция специалиста по развитию и обучению персонала
УТВЕРЖДАЮ:
_______________________________
[Наименование должности]
_______________________________
_______________________________
[Наименование организации]
_______________________________
_______________________/[Ф.И.О.]/
«______» _______________ 20___ г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Специалиста по развитию и обучению персонала
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность специалиста по развитию и обучению персонала [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Компания).
1.2. Специалист по развитию и обучению персонала назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.
1.3. Специалист по развитию и обучению персонала относится к категории специалистов и имеет в подчинении [наименование должностей подчиненных в дательном падеже].
1.4. Специалист по развитию и обучению персонала подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.
1.5. На должность специалиста по развитию и обучению персонала может быть назначено лицо, имеющее высшее образование — бакалавриат или высшее образование (непрофильное) — бакалавриат и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки в области управления персоналом или в области развития и построения профессиональной карьеры персонала без предъявления требований к опыту практической работы.
1.6. В практической деятельности специалиста по развитию и обучению персонала должен руководствоваться:
- законодательством, нормативно-правовыми актами, а также локальными актами и организационно-распорядительными документами;
- правилами внутреннего трудового распорядка;
- правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
- настоящей должностной инструкцией.
1.7. Специалист по развитию и обучению персонала должен знать:
- систему, способы, методы, инструменты построения профессиональной карьеры;
- методы определения и оценки личностных и профессиональных компетенций;
- системы, методы и формы материального и нематериального стимулирования труда персонала;
- технологии и методы формирования и контроля бюджетов;
- технологии, методы и методики анализа и систематизации документов и информации;
- основы профессиональной ориентации;
- основы документооборота и документационного обеспечения;
- основы производственной деятельности организации;
- основы общей и социальной психологии, социологии и психологии труда;
- организационную структуру организации и вакантные должности (профессии, специальности);
- тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих и квалификационные характеристики должностей служащих, профессиональные стандарты;
- нормативные правовые акты, определяющие нормы трудового права;
- законодательство Российской Федерации о персональных данных;
- локальные нормативные акты организации, регулирующие порядок развития и построения профессиональной карьеры, обучения, адаптации и стажировки персонала;
- порядок заключения договоров (контрактов);
- специализированные информационные системы, цифровые услуги и сервисы в области администрирования документооборота по вопросам обучения, адаптации и стажировки, по управлению персоналом в области его развития и построения профессиональной карьеры, ведения учета кандидатов на вакантные должности (профессии, специальности), границы их применения;
- основные метрики и аналитические срезы в области развития и построения карьеры персонала;
- нормы этики делового общения;
- методы, инструменты исследования потребности в обучении персонала;
- методологию обучения;
- порядок разработки планов подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала, учебных планов и программ;
- системы, методы и формы материального и нематериального стимулирования труда персонала;
- порядок ведения учета и отчетности по подготовке и повышению квалификации персонала;
- основные положения гражданского законодательства Российской Федерации в сфере защиты интеллектуальной собственности;
- порядок проведения закупочных процедур и оформления сопутствующей документации;
- основы архивного законодательства и нормативные правовые акты Российской Федерации в области ведения документации по персоналу;
- основы налогового законодательства Российской Федерации;
- основы законодательства об образовании Российской Федерации;
- локальные нормативные акты организации, регулирующие обучение персонала;
- специализированные информационные системы, цифровые услуги и сервисы в области обучения персонала, границы их применения;
- основные метрики и аналитические срезы в области обучения персонала;
- правила ведения деловой переписки;
- методы адаптации и стажировок персонала;
- порядок разработки планов адаптации персонала на новых рабочих местах, подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала и организации стажировок;
- порядок составления смет затрат на адаптацию и стажировку персонала;
- порядок ведения учета и отчетности по адаптации и стажировке персонала;
- специализированные информационные системы, цифровые услуги и сервисы по управлению персоналом в процессе адаптации и стажировки, границы их применения;
- основные метрики и аналитические срезы в области процессов адаптации и стажировки персонала;
- локальные нормативные акты организации, регулирующие адаптацию и стажировку персонала;
- порядок оформления, ведения и хранения документации, связанной с системой обучения, адаптации и стажировки, развития и построения профессиональной карьеры персонала;
- порядок формирования, ведения базы данных о персонале организации, порядок представления отчетности;
- нормативные правовые акты, регулирующие права и обязанности государственных органов и организации по предоставлению учетной документации;
- порядок оформления документов, представляемых в государственные органы и иные организации.
1.8. Специалист по развитию и обучению персонала должен уметь:
- анализировать уровень общего развития и профессиональной квалификации персонала;
- определять краткосрочные и долгосрочные потребности развития персонала и построения его профессиональной карьеры;
- определять критерии формирования кадрового резерва организации;
- составлять индивидуальные планы карьерного развития персонала;
- применять технологии и методы развития персонала и построения профессиональной карьеры;
- составлять предложения и контролировать статьи расходов на программы и мероприятия по развитию персонала и построению профессиональной карьеры для планирования бюджетов;
- определять эффективность мероприятий по развитию персонала и построению профессиональной карьеры;
- работать с информационными системами, цифровыми услугами и сервисами по управлению персоналом в области его развития и построения профессиональной карьеры;
- формировать предложения по автоматизации и цифровизации процессов развития и построения профессиональной карьеры персонала;
- обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации и корпоративных политик в области обработки персональных данных и конфиденциальной информации;
- соблюдать нормы этики делового общения;
- определять потребности в обучении групп персонала в соответствии с целями организации;
- анализировать рынок образовательных услуг и готовить предложения по поставщикам услуг;
- организовывать обучающие мероприятия;
- составлять и контролировать статьи расходов на обучение персонала для планирования бюджетов;
- разрабатывать и комплектовать учебно-методические материалы;
- производить оценку эффективности обучения персонала;
- производить предварительные закупочные процедуры и оформление сопутствующей документации по заключению договоров;
- работать с информационными системами, цифровыми услугами и сервисами в области обучения персонала;
- формировать предложение по автоматизации и цифровизации процесса обучения персонала;
- разрабатывать и оформлять документы по процессам организации обучения персонала и их результатам;
- вести деловую переписку;
- определять группы персонала для стажировки и адаптации;
- определять рабочие места для проведения стажировки и адаптации персонала;
- согласовывать мероприятия по адаптации и стажировке с возможностями производства;
- производить анализ и оценку результатов адаптации и стажировок персонала;
- составлять предложения и контролировать статьи расходов на программы и мероприятия по адаптации и стажировке персонала для планирования бюджетов;
- производить оценку эффективности мероприятий по адаптации и стажировке персонала;
- внедрять системы вовлечения персонала в корпоративную культуру;
- работать с информационными системами, цифровыми услугами и сервисами по управлению персоналом в области адаптации и стажировки персонала;
- формировать предложение по автоматизации и цифровизации процессов адаптации и стажировки персонала;
- оформлять документы по вопросам проведения обучения, адаптации и стажировки, развития и построения профессиональной карьеры персонала, предоставляемые в государственные органы, представительные органы работников;
- обеспечивать документационное сопровождение обучения, адаптации и стажировок, развития и построения профессиональной карьеры персонала;
- анализировать правила, процедуры и порядки проведения обучения, адаптации и стажировки, развития и построения профессиональной карьеры персонала;
- организовывать хранение документов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и локальными актами организации;
- работать с информационными системами, цифровыми услугами и сервисами по вопросам администрирования документооборота процессов обучения, адаптации и стажировки, развития и построения профессиональной карьеры персонала, ведения учета кандидатов на вакантные должности (профессии, специальности);
- формировать предложение по автоматизации и цифровизации в области администрирования документооборота процессов обучения, адаптации и стажировки, развития и построения профессиональной карьеры, ведения учета кандидатов на вакантные должности (профессии, специальности).
1.9. В период временного отсутствия специалиста по развитию и обучению персонала (отпуск, болезнь), его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].
2. Должностные обязанности
Специалист по развитию и обучению персонала в ходе деятельности по развитию персонала выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Организация и проведение мероприятий по развитию и построению профессиональной карьеры персонала, в том числе:
- подготовка проектов документов, определяющих порядок развития персонала и построения профессиональной карьеры с оценкой затрат;
- разработка планов профессиональной карьеры персонала;
- формирование кадрового резерва;
- организация мероприятий по развитию и построению профессиональной карьеры персонала;
- подготовка предложений по формированию бюджета на организацию и проведение мероприятий по развитию и построению профессиональной карьеры персонала;
- анализ эффективности мероприятий по развитию персонала, подготовка предложений по развитию.
2.2. Организация обучения персонала, в том числе:
- разработка проектов локальных актов по обучению и развитию персонала с оценкой затрат;
- разработка учебных планов, методических материалов и программ обучения персонала;
- организация мероприятий по обучению персонала;
- подготовка предложений по формированию бюджета на организацию обучения персонала;
- анализ эффективности мероприятий по обучению персонала.
2.3. Организация адаптации и стажировки персонала, в том числе:
- разработка планов адаптации, стажировки персонала с оценкой затрат;
- организация мероприятий по адаптации, стажировке персонала;
- подготовка предложений по совершенствованию системы адаптации, стажировки персонала;
- подготовка предложений по формированию бюджета на организацию адаптации и стажировки персонала;
- анализ эффективности мероприятий по адаптации и стажировке персонала.
2.4. Администрирование процессов развития и построения профессиональной карьеры, обучения, адаптации, стажировки персонала и соответствующего документооборота, в том числе:
- документационное обеспечение результатов мероприятий по развитию и построению профессиональной карьеры, обучению, адаптации и стажировке персонала;
- подготовка индивидуальных предложений на основе результатов проведения мероприятий по развитию и построению профессиональной карьеры, обучению, адаптации и стажировке персонала;
- подготовка предложений по совершенствованию систем обучения, адаптации и стажировки, развития и построения профессиональной карьеры персонала;
- сопровождение договоров на оказание консультационных, информационных услуг, необходимых для проведения обучения, адаптации и стажировок, развития и построения профессиональной карьеры персонала, включая предварительные процедуры по их заключению.
В случае служебной необходимости специалист по развитию и обучению персонала может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.
3. Права
Специалист по развитию и обучению персонала имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.
3.2. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.
3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.
3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.5. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам.
3.7. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.8. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.
4. Ответственность и оценка деятельности
4.1. Специалист по развитию и обучению персонала несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:
4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.
4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.
4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.
4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.
4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.
4.1.7. Совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.
4.1.8. Причинение материального ущерба и/или убытков предприятию или третьим лицам, связанных с действием или бездействием во время исполнения служебных обязанностей.
4.2. Оценка работы специалиста по развитию и обучению персонала осуществляется:
4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.
4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.
4.3. Основным критерием оценки работы специалиста по развитию и обучению персонала является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.
5. Условия работы
5.1. Режим работы специалиста по развитию и обучению персонала определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными на предприятии.
5.2. В связи с производственной необходимостью специалист по развитию и обучению персонала может выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).
С инструкцией ознакомлен ______/____________/ «__» _______ 20__ г.
(подпись)