Должностная инструкция педагога-организатора в общеобразовательном учреждении (профстандарт)

УТВЕРЖДАЮ:

_______________________________

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Педагога-организатора в общеобразовательном учреждении (профстандарт)

1. Общие положения

1.1. Данная должностная инструкция разработана на основе Профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 года №10н); с учетом требований ФГОС начального и основного общего образования, утвержденных соответственно Приказами Минобрнауки России №373 от 06.10.2009 года и №1897 от 17.12.2010 года (в ред. на 31.12.2015); в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 3 августа 2018 года, Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

1.2. Настоящая инструкция устанавливает функциональные обязанности, права и ответственность работника, занимающего в общеобразовательном учреждении должность педагога-организатора.

1.3. Педагог-организатор должен иметь высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования “Образование и педагогические науки” либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства.

1.4. Условиями допуска педагога-организатора общеобразовательного учреждения к работе является:

  • отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации;
  • прохождение педагогом-организатором обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1.5. Педагога-организатора общеобразовательного учреждения назначает и освобождает от занимаемой должности директор общеобразовательного учреждения. Во время отпуска, командировки или временной нетрудоспособности педагога-организатора исполнение его обязанностей может быть возложено на заместителя руководителя по воспитательной работе, учителя, социолога-педагога или классного руководителя из числа наиболее опытных педагогических работников общеобразовательного учреждения. Временное исполнение обязанностей в таких случаях осуществляется на основании приказа директора общеобразовательного учреждения, изданного, согласно требованиям трудового законодательства.

1.6. Педагог-организатор общеобразовательного учреждения находится в подчинении у директора общеобразовательного учреждения, выполняет свои должностные обязанности под руководством заместителя директора по воспитательной работе.

1.7. В своей работе педагог-организатор общеобразовательного учреждения руководствуется Конституцией и законами РФ, основами педагогики, психологии, физиологии и гигиены, общетеоретическими дисциплинами в объеме, требуемом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач, правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности, а также Уставом и локальными правовыми актами общеобразовательного учреждения (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора), трудовым договором, требованиями ФГОС и рекомендациями по их применению в общеобразовательном учреждении.

1.8. Педагог-организатор в общеобразовательном учреждении должен знать:

  • приоритеты развития воспитания, отраженные в государственных нормативных правовых документах, программах, стратегиях;
  • методические основы педагогической диагностики, методы выявления особенностей, интересов и потребностей обучающихся;
  • механизмы организационно-педагогического обеспечения участия обучающихся в создании программ воспитания;
  • возрастные особенности обучающихся и соответствующие формы и методы воспитательной деятельности с детьми разного возраста;
  • методические основы воспитания патриотизма, гражданской позиции обучающихся в общеобразовательном учреждении детей разного возраста;
  • различные формы и методы нравственного воспитания обучающихся, формирования у них этической культуры;
  • методические основы воспитания у детей экологической культуры, организации экологически ориентированной деятельности;
  • технологии воспитательной деятельности, обеспечивающие развитие у обучающихся интеллектуальной сферы личности;
  • формы и методы формирования у детей эстетической культуры;
  • методические основы трудового воспитания обучающихся общеобразовательного учреждения;
  • формы и методы физического воспитания детей, формирования у них ценностного отношения к здоровью;
  • игровые технологии организации воспитательного процесса;
  • методические основы организации проектной деятельности детей с целью расширения у них социокультурного опыта;
  • формы и методы воспитания информационной культуры, организации их информационной деятельности в общеобразовательном учреждении;
  • технологии педагогического стимулирования обучающихся к самореализации, поддержки социальных инициатив обучающихся;
  • механизмы реализации организационно-педагогического сопровождения социально и личностно значимой деятельности детей;
  • методические основы, формы и методы развития и педагогической поддержки детского самоуправления;
  • методы анализа результатов воспитательной деятельности педагогов, реализации программ воспитания;
  • подходы и способы организации оценочной деятельности обучающихся общеобразовательного учреждения;
  • теоретические и практические знания по учебной дисциплине “Первая помощь”;
  • требования ФГОС ОУ к организации внеурочной деятельности обучающихся общеобразовательного учреждения;
  • подходы к разработке локальных актов об организации внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении, осуществления и повышения качества воспитательной деятельности;
  • подходы к проектированию и реализации программ внеурочной деятельности;
  • диагностические технологии, позволяющие выявлять интересы, особенности, потребности обучающихся в общеобразовательном учреждении детей;
  • формы и методы внеурочной деятельности, реализуемые на каждом уровне общего образования;
  • педагогические технологии мотивации детей к самореализации в творческой внеурочной деятельности;
  • методические основы проведения творческих занятий по выбранному направлению внеурочной деятельности;
  • теоретические и методические основы формирования детского творческого коллектива;
  • технологии педагогической поддержки деятельности детского творческого объединения;
  • формы, методы и содержание внеурочной деятельности по социальному, спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, общему интеллектуальному и общекультурному направлениям;
  • подходы к планированию и проведению творческих мероприятий в рамках программ внеурочной деятельности;
  • способы организации практической деятельности детей в рамках выбранного направления внеурочной деятельности;
  • методы включения обучающихся в подведение итогов внеурочной деятельности, способы развития у них навыков самооценки;
  • организационно-педагогические механизмы контроля реализации программ внеурочной деятельности;
  • источники актуальной информации, методических рекомендаций и разработок, инновационного опыта в области воспитания;
  • подходы к разработке информационно-методических материалов, сопровождающих реализацию программ воспитания;
  • подходы к разработке программно-методических материалов для организации досуговой деятельности обучающихся;
  • способы организации консультативной поддержки педагогов по вопросам организации воспитательной деятельности;
  • способы организационно-методического обеспечения проектной деятельности обучающихся разного возраста;
  • формы и методы организационно-методической поддержки обучающихся в проектировании ими индивидуального маршрута в коллективной деятельности, самовоспитании;
  • теоретические и методические основы и подходы к организации воспитательного процесса во внеурочное время, досуговой деятельности обучающихся, их отдыха в каникулярное время;
  • особенности современной семьи, ее воспитательный потенциал и способы его изучения;
  • теоретические и методические основы семейного воспитания;
  • нормативно-правовые основы и социально-педагогические механизмы взаимодействия образовательной организации с семьей;
  • теоретические и методические основы организации взаимодействия образовательного учреждения и семьи;
  • методы консультирования родителей по вопросам организации совместной воспитательной деятельности с общеобразовательным учреждением;
  • методы консультирования родителей (законных представителей) по вопросам организации досуговой деятельности обучающихся, их отдыха в каникулярное время;
  • методы, способы педагогической диагностики, оценки результатов реализации программ воспитания, мониторинга воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении;
  • формы и методы включения обучающихся в оценочную деятельность;
  • способы программно-методического обеспечения социального партнерства институтов социализации;
  • нормативно-методические основы организации воспитательной деятельности педагогических работников, ее планирования, ресурсного обеспечения;
  • нормативные правовые акты, определяющие меры ответственности педагогов за жизнь и здоровье детей, находящихся под их руководством;
  • способы поиска молодых талантов и содействия их всестороннему развитию;
  • способы формирования главных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);
  • способы убеждения, подтверждения своей позиции, формирования положительных контактов с обучающихся разных возрастов, родителями (лицами, их заменяющими), коллегами;
  • техники выявления причин конфликтных ситуаций, их предупреждения и урегулирования;
  • основы экологии, экономики, социологии;
  • основы работы с ПК (текстовыми редакторами, презентациями, электронными таблицами, электронной почтой, мультимедийным оборудованием);
  • требования охраны труда и пожарной безопасности, жизни и здоровья обучающихся при проведении занятий, мероприятий в общеобразовательном учреждении и на базе иных учреждений (организаций).

1.9. Педагог-организатор в общеобразовательном учреждении должен уметь:

  • проводить педагогическую диагностику с целью выявления индивидуальных особенностей, интересов и потребностей обучающихся;
  • разрабатывать проекты программ воспитания и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ОУ;
  • применять педагогические методы работы с детским коллективом с целью включения обучающихся в создание программ воспитания;
  • организовывать участие педагогических работников и родителей (законных представителей) в проектировании программ воспитания;
  • реализовывать формы и методы воспитательной деятельности с целью развития у детей патриотизма, гражданской позиции;
  • применять формы и методы нравственного воспитания обучающихся, проводить мероприятия по развитию у них этической культуры;
  • организовывать экологически ориентированную деятельность обучающихся, мероприятия по развитию у них экологической культуры;
  • применять технологии воспитательной деятельности, обеспечивающие развитие у обучающихся в общеобразовательном учреждении детей интеллектуальной сферы личности;
  • организовывать художественно-эстетическую деятельность обучающихся, применять технологии развития у них эстетической культуры;
  • организовывать трудовую деятельность детей в общеобразовательном учреждении, применять педагогические технологии трудового воспитания обучающихся;
  • организовывать процесс физического воспитания обучающихся, проводить спортивные мероприятия;
  • организовывать игровую, проектную, творческую деятельность детей в общеобразовательном учреждении с целью расширения у них социокультурного опыта;
  • проводить мероприятия по развитию информационной культуры обучающихся, организовывать их информационную деятельность;
  • применять соответствующие возрастным особенностям обучающихся общеобразовательного учреждения формы и методы организации воспитательного процесса;
  • применять технологии педагогического стимулирования детей к самореализации и социально-педагогической поддержке;
  • осуществлять организационно-педагогическое сопровождение и консультирование воспитательной деятельности педагогов общеобразовательного учреждения;
  • осуществлять контроль реализации программ воспитания;
  • применять формы и методы организации оценочной деятельности обучающихся, развития у них навыков самооценки, самоанализа;
  • организовывать участие детей, родителей (законных представителей) и педагогов в проектировании программ внеурочной деятельности;
  • учитывать возрастные особенности детей при организации внеурочной деятельности;
  • обеспечивать взаимосвязь и взаимное дополнение программ воспитания и программ внеурочной деятельности;
  • применять педагогические технологии мотивации детей к самореализации в творческой внеурочной деятельности;
  • проводить творческие занятия и мероприятия по выбранному направлению внеурочной деятельности;
  • выявлять индивидуальные интересы, потребности, способности детей по выбранному направлению внеурочной деятельности;
  • создавать условия для формирования детского творческого объединения и осуществлять педагогическую поддержку его деятельности;
  • проводить мероприятия информационно-просветительского характера по выбранному направлению внеурочной деятельности;
  • проводить творческие массовые мероприятия в рамках реализации программ внеурочной деятельности по выбранному направлению;
  • организовывать практическую деятельность обучающихся в рамках выбранного направления внеурочной деятельности;
  • осуществлять оценку и контроль результатов внеурочной деятельности детей в общеобразовательном учреждении по выбранному направлению;
  • организовывать участие обучающихся в оценочной деятельности, применять формы и методы развития у них навыков самооценки;
  • привлекать семью, волонтеров, социальные институты, готовых оказать поддержку в работе с детьми по избранному направлению внеурочной деятельности, и организовывать их работу;
  • осуществлять поиск и отбор актуальных информационных источников с целью методической поддержки воспитательной деятельности в общеобразовательном учреждении;
  • проводить анализ методической литературы, современного педагогического опыта организации воспитательного процесса;
  • разрабатывать локальные акты для осуществления и повышения качества воспитательной деятельности в общеобразовательном учреждении;
  • разрабатывать информационно-методические материалы для воспитательной деятельности по основным направлениям воспитания;
  • осуществлять консультативную поддержку обучающихся в процессе их самоопределения в ходе совместной деятельности;
  • осуществлять организационно-методическое обеспечение социального партнерства общеобразовательного учреждения с семьями детей, обучающихся в общеобразовательном учреждении;
  • проводить консультирование родителей (законных представителей) по вопросам организации совместной воспитательной деятельности с общеобразовательным учреждением;
  • проводить консультации с родителями (законными представителями) по вопросам организации досуговой деятельности детей, их отдыха в каникулярное время;
  • организовывать мероприятия с целью повышения социально-педагогической компетентности родителей (законных представителей);
  • оказывать организационно-методическую поддержку педагогическим работникам в проведении ими досуговых мероприятий;
  • осуществлять отбор диагностических технологий для анализа результатов воспитательной деятельности в общеобразовательном учреждении;
  • разрабатывать анкеты, опросники для выявления мнений участников совместной деятельности об ее результатах;
  • анализировать динамику воспитательного процесса на основе изучения результатов деятельности обучающихся и полученного ими социокультурного опыта;
  • оказывать учащимся первую доврачебную помощь.

1.10. Педагог-организатор общеобразовательного учреждения должен соблюдать требования Конвенции ОУН о правах ребенка, пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим.

1.11. Педагог-организатор общеобразовательного учреждения должен строго соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности, правила личной гигиены, знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в общеобразовательном учреждении.

2. Трудовые функции

К основным трудовым функциям педагога-организатора общеобразовательного учреждения относятся:

2.1. Организационно-педагогическое обеспечение проектирования и реализации программ воспитания.

2.2. Организация работы по одному или нескольким направлениям внеурочной деятельности.

2.3. Организационно-методическое обеспечение воспитательной деятельности в общеобразовательном учреждении.

3. Должностные обязанности

Педагог-организатор общеобразовательного учреждения выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. В рамках трудовой функции организационно-педагогического обеспечения проектирования и реализации программ воспитания:

  • изучение возрастных и психологических особенностей, интересов и потребностей обучающихся в общеобразовательном учреждении и по месту жительства, создавать условия для их реализации в разных формах творческой деятельности, применяя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;
  • проектирование содержания воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении в соответствии с требованиями ФГОС ОУ;
  • организационно-педагогическое обеспечение участия детей и взрослых в проектировании программ воспитания;
  • вовлечение обучающихся в творческую деятельность по основным направлениям воспитания;
  • содействие реализации прав обучающихся на организацию детских ассоциаций, объединений;
  • вести работу по активному развитию ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении;
  • организация вечеров, праздников, походов, экскурсий, а также поддержание социально значимых инициатив обучающихся в сфере их свободного времени, досуга и развлечений, учитывая личность учащегося, развитие его мотивации, познавательных интересов и способностей;
  • организационно-педагогическое обеспечение воспитательной деятельности педагогических работников;
  • анализ результатов реализации программ воспитания.

3.2. В рамках трудовой функции организации работы по одному или нескольким направлениям внеурочной деятельности:

  • разработка программы внеурочной деятельности по одному из направлений ФГОС ОУ: спортивно-оздоровительному, социальному, духовно-нравственному, общеинтеллектуальному, общекультурному.
  • привлечение обучающихся в различные формы внеклассной и внешкольной деятельности согласно требованиям ФГОС;
  • организация внеурочной деятельности обучающихся по выбранному направлению, проведение творческих занятий с детьми;
  • организация работы детского творческого объединения в общеобразовательном учреждении по выбранному направлению и педагогическое сопровождение его деятельности;
  • организация творческих мероприятий по выбранному направлению внеурочной деятельности;
  • организация самостоятельной деятельности обучающихся, в том числе исследовательской или проектной, содействие обеспечению связи теоретического обучения с практикой;
  • проведение анализа достижений обучающихся, определение эффективности занятий по внеурочной деятельности на основе развития опыта творческой деятельности, познавательного интереса детей, применяя компьютерные технологии, в том числе текстовые редакторы, презентации и электронные таблицы в своей работе.

3.3. В рамках трудовой функции организационно-методического обеспечения воспитательной деятельности:

  • поиск и отбор актуальных информационно-методических материалов для осуществления воспитательной деятельности в общеобразовательном учреждении;
  • разработка информационно-методических материалов по основным направлениям воспитательной деятельности;
  • консультирование педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам организации воспитательного процесса, досуговой деятельности обучающихся;
  • организационно-методическое обеспечение взаимодействия общеобразовательного учреждения с семьей по вопросам воспитания;
  • организационно-методическое сопровождение досуговых мероприятий;
  • организационно-методическое обеспечение проведения педагогической диагностики и анализа результатов воспитательной деятельности.

3.4. Участие в деятельности педагогических, методических советов, в иных видах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, установленных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим.

3.5. Привлечение к работе с обучающимися общеобразовательного учреждения работников учреждений культуры и спорта, родителей (лиц, их заменяющих), общественность.

3.6. Оказание поддержки детским формам организации труда обучающихся общеобразовательного учреждения, организация их каникулярного периода.

3.7. Внесение предложений по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса в общеобразовательном учреждении.

3.8. Строгое соблюдение педагогом-организатором правил и требований охраны труда и пожарной безопасности, антитеррористической безопасности.

3.9. Систематическое повышение профессиональной квалификации, своевременное прохождение периодических медицинских осмотров.

3.10. Строгое соблюдение этических норм поведения в общеобразовательном учреждении, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.

4. Права

Педагог-организатор общеобразовательного учреждения имеет полное право:

4.1. Участвовать в управлении учебным заведение в порядке, установленном Уставом общеобразовательного учреждения.

4.2. Участвовать в:

  • разработке политики и стратегии общеобразовательного учреждения, в создании необходимых стратегических документов;
  • разработке любых управленческих решений, относящихся к деятельности ученического самоуправления, детских организаций, сообществ обучающихся;
  • работе педагогического совета общеобразовательного учреждения;
  • работе методического объединения классных руководителей.

4.3. Вносить предложения:

  • о поощрении представителей детских общественных объединений, наиболее активных детей;
  • по улучшению воспитательной деятельности в общеобразовательном учреждении.

4.4. Самостоятельно выбирать формы и способы работы с учениками и планировать ее, исходя из общего плана работы общеобразовательного учреждения и педагогической целесообразности; выбирать пособия и материалы, методы оценки достижений обучающихся.

4.5. Давать детям обязательные указания, относящиеся к организации работы и поддержанию дисциплины в общеобразовательном учреждении, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и в порядке, предусмотренными Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся общеобразовательного учреждения.

4.6. Находиться на любых мероприятиях, проводимых представителями детских организаций.

4.7. Знакомиться с жалобами и иными материалами, отражающими качество деятельности педагога-организатора общеобразовательного учреждения, давать по ним правдивые пояснения.

4.8. На защиту своих интересов самостоятельно и/или с помощью представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом-организатором норм профессиональной этики.

4.9. На неразглашение дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, установленных законом.

4.10. Проходить аттестацию добровольно на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае положительного прохождения аттестации.

4.11. Формировать от имени общеобразовательного учреждения деловые контакты с лицами и организациями, способными помочь в совершенствовании деятельности детских организаций.

4.12. Запрашивать:

  • рабочие документы на класс;
  • нормативно-правовые документы и информационные материалы, требуемые для исполнения своих должностных обязанностей.

5. Ответственность

Педагог-организатор общеобразовательного учреждения несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, – и уголовную) ответственность за:

5.1. Эффективную реализацию программ согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта, за жизнь и здоровье обучающихся во время проводимых занятий, мероприятий, за нарушение их прав и свобод.

5.2. При неисполнении или нарушении без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка общеобразовательного учреждения, законных распоряжений директора общеобразовательного учреждения и других локальных нормативных актов, настоящей должностной инструкции, сотрудник несет дисциплинарную ответственность в порядке, установленном трудовым законодательством.

5.3. При использовании способов воспитания, включающих физическое и (или) психическое насилие над личностью учащегося, а также совершение другого аморального проступка педагог-организатор может быть освобожден от занимаемой должности, согласно трудовому законодательству и Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации».

5.4. При нарушении правил противопожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических норм, правил организации учебно-воспитательного процесса и детских мероприятий педагог-организатор привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, установленных административным законодательством.

5.5. За виновное причинение общеобразовательному учреждению или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог-организатор общеобразовательного учреждения несет материальную ответственность в порядке и в пределах, предусмотренных трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Педагог-организатор общеобразовательного учреждения:

6.1. Осуществляет свою деятельность согласно графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором общеобразовательного учреждения.

6.2. Самостоятельно составляет план своей работы на отдельный учебный год и каждую учебную четверть (семестр). План работы утверждается заместителем директора по воспитательной работе не позднее пяти дней с начала запланированного периода.

6.3. Находится в тесном контакте с органами самоуправления, педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, с образовательными учреждениями дополнительного образования детей и общественными организациями.

6.4. Предоставляет заместителю директора по воспитательной работе отчет о воспитательной деятельности в письменном виде и в объеме не более пяти машинописных страниц в течение 5 дней по требованию.

6.5. Получает от директора общеобразовательного учреждения и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под подпись с необходимой документацией.

6.6. Осуществляет свою деятельность, тесно контактируя с преподавателями, родителями обучающихся (с их законными представителями).

6.7. Постоянно обменивается информацией по вопросам, относящимся к его компетенции, с администрацией, учителями и учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения.

7. Заключительные положения

7.1. Ознакомление педагога-организатора общеобразовательного учреждения с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме в общеобразовательном учреждении (до подписания трудового договора).

7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, второй – у сотрудника.

7.3. Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

С инструкцией ознакомлен ______/____________/ «__» _______ 20__ г.

(подпись)

Кнопка «Наверх»