Должностная инструкция специалиста по охране труда в образовательном учреждении (профстандарт)

УТВЕРЖДАЮ:

_______________________________

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Специалиста по охране труда в образовательном учреждении (профстандарт)

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Профессионального стандарта 40.054 «Специалист в области охраны труда» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 524н от 04.08.2014г (с изменениями от 12 декабря 2016г); с учетом Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 3 августа 2018г; в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

1.2. Инструкция устанавливает функциональные обязанности, права и ответственность работника, занимающего в общеобразовательном учреждении должность специалиста по охране труда.

1.3. Специалист по охране труда в общеобразовательном учреждении принимается на работу в общеобразовательное учреждение и освобождается от должности директором общеобразовательного учреждения.

1.4. Специалист по охране труда в общеобразовательном учреждении относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется директору общеобразовательного учреждения.

1.5. На должность специалиста по охране труда в общеобразовательном учреждении может назначаться лицо:

  • имеющее высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности, либо высшее образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, либо среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда;
  • без предъявления требований к опыту практической работы, а при наличии среднего профессионального образования стаж работы в области охраны труда не менее 3 лет;
  • прошедшее обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

1.6. В своей профессиональной деятельности специалист по охране труда в общеобразовательном учреждении руководствуется:

  • законодательными и нормативными актами Российской Федерации в сфере охраны труда, административным, трудовым и хозяйственным законодательством РФ, решениями органов управления образования всех уровней по вопросам организации охраны труда, Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»;
  • стандартами, регламентирующие систему управления охраной труда, правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности, а также Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка общеобразовательного учреждения, локальными актами общеобразовательного учреждения по охране труда в общеобразовательном учреждении (в том числе приказами и распоряжениями директора общеобразовательного учреждения).

1.7. Специалист по охране труда в общеобразовательном учреждении должен знать:

  • нормативную правовую базу в сфере охраны труда, трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в области охраны труда, пожарной и конструкционной безопасности, санитарно-гигиеническое законодательство;
  • стандарты, регламентирующие систему управления охраной труда;
  • виды локальных нормативных актов в сфере охраны труда;
  • порядок разработки, согласования, утверждения и хранения локальной документации в общеобразовательном учреждении;
  • основы технологических процессов на пищеблоке общеобразовательного учреждения и в учебных мастерских, работы устройств, оборудования и приборов, используемых в общеобразовательном учреждении;
  • нормативные требования по вопросам обучения и проверки знаний требований охраны труда;
  • технологии, формы, средства и методы проведения инструктажей по охране труда в общеобразовательном учреждении, обучения охране труда и проверки знаний требований охраны труда в общеобразовательном учреждении;
  • методы выявления потребностей в обучении сотрудников общеобразовательного учреждения по вопросам охраны труда;
  • основы психологии, педагогики, информационных технологий;
  • пути (каналы) доведения информации по вопросам условий и охраны труда до работников общеобразовательного учреждения;
  • полномочия трудового коллектива в решении вопросов охраны труда и полномочия органов исполнительной власти по мониторингу и контролю состояния условий и охраны труда в общеобразовательных учреждениях;
  • механизмы взаимодействия с заинтересованными органами и организациями по вопросам условий и охраны труда;
  • состав и порядок оформления отчетной (статистической) документации по вопросам условий и охраны труда;
  • методы и порядок оценки опасностей и профессиональных рисков сотрудников общеобразовательного учреждения;
  • источники и характеристики вредных и опасных факторов в общеобразовательном учреждении, трудового процесса, их классификации;
  • порядок проведения предварительных при поступлении на работу, периодических и внеочередных медицинских осмотров работников, иных медицинских осмотров и освидетельствований работников;
  • типовой перечень ежегодно реализуемых мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков;
  • требования санитарно-гигиенического законодательства по отношению к общеобразовательному учреждению с массовым пребыванием детей;
  • виды и размеры (объем) компенсаций сотрудникам, занятым на работах с вредными условиями труда, условия и порядок их предоставления;
  • методы мотивации и стимулирования сотрудников общеобразовательного учреждения к безопасному труду;
  • основные требования нормативных правовых актов к зданиям, сооружениям, помещениям, оборудованию, установкам, технологическим процессам в части обеспечения безопасных условий и охраны труда;
  • классы и виды средств коллективной и индивидуальной защиты, общие требования, установленные к средствам коллективной защиты, применения, принципы защиты и основные характеристики средств коллективной и индивидуальной защиты;
  • правила и нормы охраны труда, пожарной и электробезопасности.

1.8. Специалист по охране труда в общеобразовательном учреждении должен уметь:

  • применять государственные нормативные требования охраны труда при разработке локальных нормативных актов;
  • применять нормативные правовые акты в части выделения в них требований, процедур, регламентов, рекомендаций для адаптации и внедрения в локальную нормативную документацию общеобразовательного учреждения;
  • анализировать и оценивать предложения и замечания к проектам локальных нормативных актов по охране труда в общеобразовательном учреждении;
  • анализировать изменения законодательства в сфере охраны труда;
  • пользоваться справочными информационными базами данных, содержащими документы и материалы по охране труда в общеобразовательном учреждении;
  • разрабатывать (подбирать) программы обучения по вопросам охраны труда, методические материалы для работников общеобразовательного учреждения;
  • проводить вводный инструктаж по охране труда в общеобразовательном учреждении;
  • консультировать по вопросам разработки программ инструктажей, обучения по охране труда в общеобразовательном учреждении и проверки знаний требований охраны труда;
  • пользоваться современными техническими средствами обучения (мультимедийным проектором, персональным компьютером);
  • оценивать эффективность обучения работников общеобразовательного учреждения по вопросам охраны труда;
  • формировать отчетные документы о проведении обучения, инструктажей по охране труда в общеобразовательном учреждении и проверки знаний требований охраны труда;
  • готовить документы, содержащие полную и объективную информацию по вопросам охраны труда;
  • формировать, представлять и обосновывать позицию по вопросам функционирования системы управления охраной труда и контроля соблюдения требований охраны труда в общеобразовательном учреждении;
  • применять методы идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков;
  • координировать проведение специальной оценки условий труда, анализировать результаты оценки условий труда на рабочих местах работников общеобразовательного учреждения;
  • оценивать приоритетность реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда с точки зрения их эффективности;
  • формировать требования к средствам индивидуальной защиты и средствам коллективной защиты с учетом условий труда на рабочих местах, оценивать их характеристики, а также соответствие нормативным требованиям;
  • анализировать и оценивать состояние санитарно-бытового обслуживания работников общеобразовательного учреждения;
  • оформлять необходимую документацию для заключения договора между общеобразовательным учреждением и медицинским учреждением на проведение медосмотров и медицинских освидетельствований;
  • оформлять документы, связанные с обеспечением сотрудников общеобразовательного учреждения средствами индивидуальной защиты, проведением обязательных медицинских осмотров и освидетельствований.

1.9. Специалист по охране труда в общеобразовательном учреждении должен соблюдать требования Конвенции о правах ребенка, пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим.

1.10. Специалист по охране труда в общеобразовательном учреждении должен строго соблюдать требования охраны труда, пожарной безопасности и личной гигиены на рабочем месте, знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в общеобразовательном учреждении.

2. Трудовые функции

Основными трудовыми функциями специалиста по охране труда в общеобразовательном учреждении являются:

2.1. Внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда в общеобразовательном учреждении.

2.1.1. Нормативное обеспечение системы управления охраной труда в общеобразовательном учреждении.

2.1.2. Обеспечение подготовки работников общеобразовательного учреждения в области охраны труда.

2.1.3. Сбор, обработка и передача информации по вопросам условий и охраны труда в общеобразовательном учреждении.

2.1.4. Обеспечение снижения уровней профессиональных рисков с учетом условий труда в общеобразовательном учреждении.

3. Должностные обязанности

Специалист по охране труда в общеобразовательном учреждении выполняет следующие должностные обязанности.

3.1. В рамках трудовой функции нормативного обеспечения системы управления охраной труда:

  • обеспечивает наличие, хранение и доступ к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда для общеобразовательных учреждений;
  • разрабатывает проекты локальных нормативных актов, обеспечивающих создание и функционирование системы управления охраной труда в общеобразовательном учреждении;
  • осуществляет подготовку предложений в разделы коллективного договора, соглашения по охране труда в общеобразовательном учреждении и трудовых договоров с работниками общеобразовательного учреждения по вопросам охраны труда;
  • взаимодействует с представительными органами работников общеобразовательного учреждения по вопросам условий и охраны труда, и согласование локальной документации по вопросам охраны труда;
  • осуществляет подготовку локальных нормативных актов по вопросам охраны труда в случае вступления в силу новых или внесения изменений в действующие нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

3.2. В рамках трудовой функции обеспечения подготовки сотрудников общеобразовательного учреждения в области охраны труда:

  • выявляет потребности в обучении и планировании обучения работников общеобразовательного учреждения по вопросам охраны труда;
  • проводит вводный инструктаж по охране труда в общеобразовательном учреждении, осуществляет координацию проведения первичного, периодического, внепланового и целевого инструктажа, обучение работников общеобразовательного учреждения методам и приемам оказания первой помощи пострадавшим;
  • оказывает методическую помощь заместителям директора общеобразовательного учреждения, руководителям методических объединений по вопросам охраны труда и безопасности жизнедеятельности школьников, в разработке инструкций по охране труда в общеобразовательном учреждении;
  • принимает участие в работе комиссии по проведению специальной оценки условий труда, организует взаимодействие членов комиссии по проведению специальной оценки условий труда, созданной в общеобразовательном учреждении, в установленном порядке;
  • участвует и выступает на совещаниях, заседаниях методических объединений учителей, педагогических советах по вопросам организации охраны труда;
  • контролирует использование работниками общеобразовательного учреждения безопасных методов и приемов труда, инструктажей по охране труда в общеобразовательном учреждении в соответствии с нормативными требованиями;
  • осуществляет проверку знания требований охраны труда среди работников общеобразовательного учреждения;
  • осуществляет контроль соблюдения работниками общеобразовательного учреждения законодательных и нормативно-правовых актов по охране труда в общеобразовательном учреждении;
  • проводит профилактическую работу по предупреждению производственного и детского травматизма.

3.3. В рамках трудовой функции сбора, обработки и передачи информации по вопросам условий и охраны труда:

  • информирует сотрудников общеобразовательного учреждения об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
  • осуществляет сбор информации и предложений от работников общеобразовательного учреждения, их представительных органов, методических объединений по вопросам условий и охраны труда;
  • осуществляет подготовку для представления директором общеобразовательного учреждения органам исполнительной власти, органам профсоюзного контроля информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
  • осуществляет сбор и обработку информации, характеризующей состояние условий и охраны труда в общеобразовательном учреждении;
  • осуществляет подготовку отчетной (статистической) документации директора общеобразовательного учреждения по вопросам условий и охраны труда в общеобразовательном учреждении.

3.4. В рамках трудовой функции обеспечения снижения уровней профессиональных рисков с учетом условий труда:

  • выявляет, анализирует и оценивает профессиональные риски;
  • разрабатывает планы (программы) мероприятий по обеспечению безопасных условий и охраны труда, улучшению условий и охраны труда, управлению профессиональными рисками;
  • разрабатывает мероприятия по повышению уровня мотивации сотрудников общеобразовательного учреждения к безопасному труду, заинтересованности работников в улучшении условий труда, вовлечению их в решение вопросов, связанных с охраной труда;
  • осуществляет подготовку предложений по обеспечению режима труда и отдыха работников общеобразовательного учреждения, перечню полагающихся им компенсаций в соответствии с нормативными требованиями;
  • осуществляет организацию проведения предварительных при приеме на работу и периодических медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров (освидетельствований);
  • осуществляет выработку мер по лечебно-профилактическому обслуживанию и поддержанию требований по санитарно-бытовому обслуживанию работников в соответствии с требованиями нормативных документов;
  • осуществляет контроль своевременности и полноты обеспечения обслуживающего персонала общеобразовательного учреждения специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты;
  • участвует в расследовании несчастных случаев, произошедшими с работниками и учащимися общеобразовательного учреждения, анализе причин травматизма, в разработке мероприятий по их предотвращению;
  • осуществляет контроль соблюдения требований охраны труда, безопасных приемов и методов работы при проведении практики студентов педагогических учреждений и уроков технологии.
  • осуществляет контроль состояния и исправности средств индивидуальной и коллективной защиты.

3.5. Специалист по охране труда в общеобразовательном учреждении в общеобразовательном учреждении составляет перспективный план работы на год (четверть), предоставляет анализ работы за год директору общеобразовательного учреждения.

3.6. Соблюдает этические нормы поведения в общеобразовательном учреждении, в быту, а также в общественных местах.

3.7. Обеспечивает сохранность подотчетного оборудования, организует и способствует пополнению кабинета охраны труда нормативными и методическими материалами.

3.8. Выполняет положения должностной инструкции, правила охраны труда, пожарной безопасности, санитарно-гигиенические нормы и требования на рабочем месте, а также трудовую дисциплину, Устав и Правила внутреннего трудового распорядка, установленные в общеобразовательном учреждении.

3.9. Проходит периодические бесплатные медицинские обследования.

4. Права

Специалист по охране труда в общеобразовательном учреждении имеет право:

4.1. Вносить конкретные предложения администрации общеобразовательного учреждения по вопросам организации охраны труда и условий труда, по развитию и совершенствованию деятельности общеобразовательного учреждения с учетом вопросов охраны труда.

4.2. Запрашивать и пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей, получать поступающие в общеобразовательное учреждение документы и иные информационные материалы по своему профилю деятельности для ознакомления, систематизированного учета и использования в работе.

4.3. Вносить предложения директору общеобразовательного учреждения по поощрению и наложению взысканий на работников общеобразовательного учреждения по своей деятельности.

4.4. Запрашивать и получать от заместителей директора, руководителей методических объединений общеобразовательного учреждения информацию, необходимую для выполнения возложенных на него должностных обязанностей.

4.5. Осуществлять в пределах своей компетенции проверку деятельности педагогических работников общеобразовательного учреждения по охране труда в общеобразовательном учреждении, о результатах проверок докладывать директору общеобразовательного учреждения.

4.6. Участвовать в совещаниях, педагогических советах при рассмотрении вопросов, отнесенных к компетенции службы охраны труда.

4.7. Предъявлять работникам общеобразовательного учреждения обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение.

4.8. Требовать отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда в общеобразовательном учреждении, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства об охране труда.

4.9. Требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда, допустившие травмирование работников и учащихся общеобразовательного учреждения.

4.10. Повышать свою квалификацию, пользоваться правами в соответствии с ТК РФ.

4.11. Принимать участие в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом Уставом.

4.12. На защиту своей профессиональной чести и достоинства.

4.13. Знакомиться с проектами решений администрации общеобразовательного учреждения, касающимися его рабочей деятельности, с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

4.14. На обеспечение рабочего места, соответствующего государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором между администрацией и работниками общеобразовательного учреждения.

 5. Ответственность

5.1. Специалист по охране труда в общеобразовательном учреждении несет персональную ответственность:

  • за ведение документации, предусмотренной должностными обязанностями и действующими нормативно-правовыми актами, предоставление в установленном порядке достоверной статистической и иной информации о своей деятельности.
  • за оперативное принятие мер, включая своевременное информирование администрации общеобразовательного учреждения, по пресечению выявленных нарушений правил охраны труда, противопожарных и иных правил, создающих угрозу деятельности общеобразовательного учреждения, его работникам и учащимся.
  • за своевременное проведение расследований несчастных случаев с работниками и обучающимися общеобразовательного учреждения.

За нарушение законодательных и нормативных актов специалист по охране труда в общеобразовательном учреждении может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством РФ в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.

5.2. За неисполнение или нарушение без уважительных причин своих должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией, Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, приказов директора общеобразовательного учреждения и иных локальных нормативных актов, специалист по охране труда в общеобразовательном учреждении несет дисциплинарную ответственность в порядке, утвержденном трудовым законодательством Российской Федерации.

5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью школьника, а также за совершение иного аморального проступка специалист по охране труда в общеобразовательном учреждении общеобразовательного учреждения может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации». Увольнение за подобный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.4. За виновное причинение общеобразовательному учреждению и участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (нарушением) своих прямых должностных обязанностей специалист по охране труда в общеобразовательном учреждении несет материальную ответственность в размере, установленном трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.

5.5. За несоблюдение правил и требований пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил специалист по охране труда в общеобразовательном учреждении привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством Российской Федерации.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

6.1. Специалист по охране труда в общеобразовательном учреждении в общеобразовательном учреждении выполняет работу согласно утвержденному директором общеобразовательного учреждения графику работы, составленному исходя из 40 часовой рабочей недели на ставку заработной платы, участвует в совещаниях, выступает на педагогических советах, заседаниях методических объединений учителей по вопросам организации работы по охране труда в общеобразовательном учреждении.

6.2. Самостоятельно планирует свою деятельность на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы специалиста по охране труда в общеобразовательном учреждении утверждается непосредственно директором общеобразовательного учреждения.

6.3. Получает от директора общеобразовательного учреждения информацию нормативно-правового характера, систематически знакомится под расписку с соответствующими документами, как локальными, так и вышестоящих органов управления образования.

6.4. Информирует администрацию общеобразовательного учреждения о несчастных случаях, произошедших в учреждении, и о проведенном расследовании обстоятельств, а также о недостатках в обеспечении требований охраны труда и пожарной безопасности в общеобразовательном учреждении.

6.5. Регулярно обменивается информацией по вопросам и задачам, входящим в компетенцию специалиста по охране труда в общеобразовательном учреждении с администрацией, педагогами и иными работниками общеобразовательного учреждения.

6.6. Принимает под свою персональную ответственность материальные ценности с непосредственным использованием и хранением их в кабинете охраны труда общеобразовательного учреждения http://ohrana-tryda.com/node/1993

6.7. Представляет директору общеобразовательного учреждения письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц по окончании каждого учебного года.

6.8. Сообщает директору и его заместителям информацию, полученную на совещаниях, семинарах, конференциях непосредственно после ее получения.

7. Заключительные положения

7.1. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, второй – у сотрудника.

7.3. Факт ознакомления сотрудника с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре инструкции, хранящемся у директора общеобразовательного учреждения, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

С инструкцией ознакомлен ______/____________/ «__» _______ 20__ г.

(подпись)

Кнопка «Наверх»