Должностная инструкция старшего вожатого школы (профстандарт)
УТВЕРЖДАЮ:
_______________________________
[Наименование должности]
_______________________________
_______________________________
[Наименование организации]
_______________________________
_______________________/[Ф.И.О.]/
«______» _______________ 20___ г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Старшего вожатого школы (профстандарт)
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Профессионального стандарта “Специалист в области воспитания” (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 года №10н); с учетом требований ФГОС начального и основного общего образования, утвержденных Приказами Минобрнауки России №373 от 06.10.2009 года и №1897 от 17.12.2010 года соответственно (в редакции на 31.12.2015 года); на основании Федерального Закона №273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 3 августа 2018 года; в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами.
1.2. Данная инструкция определяет перечень трудовых функций, должностных обязанностей, а также права, ответственность и взаимоотношения по должности старшего вожатого в школе.
1.3. Старший вожатый в школе назначается и освобождается от должности непосредственно директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности старшего вожатого его обязанности могут быть возложены на педагога-организатора, классного руководителя, воспитателя (ГПД). Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
1.4. На должность старшего вожатого в школе принимается лицо:
- имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования “Образование и педагогические науки”; либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства.
- не имеющее ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации;
- прошедшее обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
1.5. Старший вожатый находится в подчинении у директора школы, выполняет свои должностные обязанности под руководством заместителя директора по воспитательной работе.
1.6. В своей профессиональной деятельности старший вожатый школы руководствуется:
- Конституцией и законами РФ;
- указами Президента РФ;
- решениями Правительства РФ и органов управления образования всех уровней по вопросам, касающимся образования и воспитания школьников;
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»;
- административным, трудовым и хозяйственным законодательством;
- основами педагогики, психологии, физиологии и гигиены, общетеоретическими дисциплинами в объеме, требуемом для решения педагогических и организационно-управленческих задач;
- правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности;
- Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора), трудовым договором;
- требованиями ФГОС и рекомендациями по их применению в школе;
- Конвенцией ООН о правах ребенка.
1.7. Старший вожатый школы должен знать:
- основные положения государственных стратегий и программ развития воспитания детей и молодежи;
- требования ФГОС ОО к разработке программ воспитания;
- основные направления, виды и формы воспитательной деятельности;
- нормативные правовые акты в области развития детского движения, деятельности детских и молодежных общественных организаций;
- основы проектирования воспитательного процесса, примерная структура программы воспитания;
- теоретические и методические основы организации воспитательного процесса в школьном коллективе;
- методы выявления лидерского потенциала обучающихся, их социокультурного опыта, интересов и потребностей;
- возрастные особенности учащихся, пути реализации возрастного подхода к проектированию программ воспитания;
- методы педагогического стимулирования, мотивации школьников к самореализации в социально и личностно значимой деятельности;
- игровые технологии включения детей в проектирование совместной деятельности;
- основы организации проектной деятельности детей разного возраста;
- примерное содержание социальных проектов обучающихся;
- технологии педагогической поддержки детских социальных инициатив, развития детской самодеятельности;
- теоретические и методические основы развития детского самоуправления в школе;
- теорию и методику педагогической поддержки деятельности детских общественных организаций, движений, объединений;
- педагогические приемы включения педагогов и родителей (законных представителей) в проектирование моделей самоуправления в школе;
- теоретические и практические знания по учебной дисциплине “первая помощь”;
- требования ФГОС ОО к организации воспитательного процесса в школе;
- примерное содержание, методы и формы организации гражданского, нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического воспитания;
- вариативные модели детского самоуправления в школе и механизмы их реализации;
- формы и методы организации деятельности органов детского самоуправления в школе;
- технологии организации деятельности детских общественных объединений на основе самодеятельности;
- игровые технологии организации проектной деятельности учащихся школы разного возраста;
- технологии педагогического стимулирования детей к активному участию в совместной деятельности;
- примерное содержание детских социальных инициатив, способы их педагогической поддержки и сопровождения;
- формы и методы проведения творческих занятий по развитию у обучающихся в школе лидерского потенциала, организаторских способностей;
- теорию и методику коллективной творческой деятельности, основы организации коллективных творческих дел;
- методы, приемы, способы обеспечения позитивного общения обучающихся в школе, сотрудничества;
- методы изучения динамики развития детского коллектива, самоуправления, результатов деятельности детских общественных объединений в школе;
- формы и методы организации оценочной деятельности школьников с целью анализа результатов совместной деятельности;
- методику выявления и поддержки талантов, организации детской досуговой деятельности;
- основы организации массовых мероприятий для учащихся разного возраста и способы оценки их эффективности;
- нормативные правовые акты, определяющие меры ответственности педагогических работников школы за жизнь и здоровье обучающихся;
- требования охраны труда, безопасности жизни и здоровья обучающихся при проведении мероприятий в школе и вне школы;
- подходы к формированию детско-взрослой общности в школе;
- подходы к педагогическому сопровождению совместной деятельности субъектов воспитания в школе, а также к разработке необходимых для деятельности детских общественных объединений локальных актов;
- способы организации взаимодействия институтов социализации с целью поддержки детских социальных инициатив;
- подходы к разработке и реализации программ совместной деятельности школы и других институтов социализации;
- механизмы взаимодействия школы с семьей;
- педагогические технологии мотивации родителей (законных представителей) к участию в совместной деятельности с детьми в школе;
- способы организации совместных семейных проектов детей и взрослых;
- методы и формы работы по формированию у детей готовности к самореализации и самоопределению;
- способы организации участия различных институтов социализации в проведении массовых мероприятий для учащихся разного возраста;
- методы, способы педагогической диагностики для выявления динамики развития деятельности детских школьных общественных объединений;
- методы анализа результатов совместной деятельности институтов социализации по поддержке детских инициатив, общественных объединений;
- основы педагогики, детскую возрастную и социальную психологию, физиологию и гигиену;
- основы работы с ПК, принтером, мультимедийным оборудованием, с текстовыми редакторами и презентациями, электронной почтой и браузерами;
- технологии диагностики причин возникновения конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения.
1.8. Старший вожатый школы должен уметь:
- осуществлять проектирование содержания воспитательного процесса в школе на основе требований Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО);
- применять игровые педагогические технологии с целью включения детей в планирование совместной деятельности;
- организовывать обсуждение планов и программ совместной деятельности в детских школьных коллективах;
- организовывать участие педагогов и родителей (законных представителей) в проектировании содержания воспитательной деятельности школы;
- применять технологии педагогического стимулирования учащихся к самореализации в социально и личностно значимой деятельности;
- мотивировать обучающихся к реализации актуальных социальных проектов;
- осуществлять педагогическую поддержку детских инициатив;
- осуществлять разработку программ деятельности детских общественных объединений на основе предложений субъектов воспитания;
- выявлять социальные способности и лидерский потенциал школьников, их социокультурный опыт, интересы и потребности;
- организовывать совместное с детьми проектирование моделей детского самоуправления в школе;
- оказывать педагогическую поддержку учащимся школы в формировании их творческих, общественных объединений, органов самоуправления;
- осуществлять педагогическую поддержку в формировании одного или нескольких общественных объединений школьников;
- осуществлять руководство одним или несколькими направлениями воспитательной деятельности в школе с учетом требований ФГОС ОО;
- осуществлять руководство одним или несколькими направлениями совместной деятельности субъектов воспитания в области гражданского, нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического воспитания;
- формировать пространство для социальных инициатив обучающихся школы на основе социального партнерства институтов социализации;
- применять технологии педагогического стимулирования учащихся к самореализации в социально и личностно значимой деятельности;
- организовывать проектную деятельность школьников, осуществлять педагогическое сопровождение детских социальных проектов;
- проводить консультирование учащихся по вопросам реализации ими социальных инициатив;
- мотивировать обучающихся к принятию самостоятельных решений в ситуациях выбора;
- оказывать педагогическую поддержку школьникам в процессе самоопределения в рамках программ коллективной деятельности;
- руководить деятельностью одного или нескольких детских общественных объединений на основе технологий педагогической поддержки;
- проводить творческие занятия для членов детских общественных объединений и органов самоуправления с целью развития у детей лидерского потенциала и организаторских способностей;
- проводить школьные коллективные творческие, массовые мероприятия с учетом инициатив, интересов, потребностей субъектов воспитания;
- осуществлять контроль реализации программ совместной деятельности;
- анализировать динамику развития детского самоуправления, результаты деятельности детских общественных объединений в школе;
- организовывать обсуждение в школьных детских коллективах результатов реализации программ совместной деятельности;
- организовывать сотрудничество детских общественных объединений с органами педагогического и родительского самоуправления;
- устанавливать контакты с клубами по месту жительства, учреждениями культуры, спорта по вопросам воспитания учащихся школы;
- организовывать взаимодействие детских общественных объединений с различными социальными институтами;
- осуществлять координацию совместных действий школы с институтами социализации по поддержке детских инициатив;
- организовывать участие семьи в проведении коллективных творческих, массовых мероприятий в школе;
- пропагандировать поддержку деятельности детских объединений в социуме, мотивировать специалистов разного профиля к работе с детьми;
- применять диагностические технологии для анализа эффективности совместных действий институтов социализации по поддержке детских общественных объединений;
- применять диагностические технологии для выявления динамики развития деятельности детских общественных объединений в школе.
1.9. Старший вожатый школы должен ознакомиться с данной инструкцией соблюдать требования Конвенции ООН о правах ребенка, пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим.
1.10. Старший вожатый школы должен строго соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности, правила личной гигиены, знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в школе.
2. Трудовые функции
Основными трудовыми функциями старшего вожатого школы являются:
2.1. Оказание школьникам педагогической поддержки в создании общественных объединений.
2.2. Педагогическое сопровождение деятельности детских общественных объединений в школе.
2.3. Развитие самоуправления обучающихся на основе социального партнерства социальных институтов.
3. Должностные обязанности
Старший вожатый школы выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. В рамках трудовой функции оказания школьникам педагогической поддержки в создании общественных объединений:
- организация участия детей в проектировании содержания совместной деятельности по основным направлениям воспитания;
- педагогическая поддержка учащихся школы в разработке программ деятельности общественных объединений, с учетом инициативы, интересов и их потребностей;
- организация участия педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании содержания совместной деятельности;
- педагогическое стимулирование детских социальных инициатив;
- определение педагогических средств развития самоуправления учащихся совместно с другими субъектами воспитания;
- организационно-педагогическая поддержка самоорганизации школьников, их инициатив по созданию общественных объединений в форме консультирования, делегирования функций, обучающих занятий, создания педагогических ситуаций, пошаговых инструкций и сотрудничества;
- обеспечение необходимых условий для широкого информирования школьников о действующих детских общественных организациях и объединениях;
- осуществление заботы о здоровье и безопасности детей, оказание учащимся школы первой помощи.
3.2. В рамках трудовой функции педагогического сопровождения деятельности детских общественных объединений:
- организация совместной деятельности детей и взрослых, ориентированной на достижение результатов гражданского, нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического воспитания;
- педагогическая поддержка учащихся школы в реализации программ деятельности их общественных объединений, основанных на принципах добровольности, гуманности и демократизма с учетом инициативы, интересов и потребностей детей;
- организация работы органов самоуправления обучающихся;
- проведение работы по подбору и подготовке руководителей (организаторов) первичных коллективов детских общественных организаций и объединений школы;
- организация коллективно-творческой деятельности, творческих занятий и мероприятий по развитию у школьников лидерского потенциала, организаторских способностей в соответствии с возрастными интересами обучающихся школы и требованиями жизни;
- педагогическая поддержка социальных инициатив обучающихся;
- содействует обновлению содержания и форм деятельности детских общественных организаций и объединений;
- проведение коллективных творческих, массовых мероприятий в школе.
3.3. В рамках трудовой функции развития самоуправления обучающихся на основе социального партнерства социальных институтов:
- развитие форм и способов взаимодействия субъектов воспитания на основе самоуправления в школе;
- обеспечение эффективного взаимодействия органов самоуправления школы, педагогического коллектива школы и детских общественных организаций;
- создание благоприятных условий, которые позволят ученикам школы проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с максимальной пользой для их развития проводить свободное время и досуг;
- развитие форм и способов взаимодействия детских объединений школы с другими институтами социализации;
- организация партнерства социальных институтов с целью поддержки детских социальных инициатив;
- привлечение к работе с детскими общественными объединениями родителей (законных представителей), специалистов разного профиля;
- педагогическая поддержка совместной деятельности детских общественных объединений школы с другими институтами социализации;
- анализ результатов совместной деятельности институтов социализации по поддержке детских инициатив, общественных объединений.
3.4. Старший вожатый школы принимает участие в организации каникулярного отдыха школьников, изучая и используя передовой опыт работы с детьми и подростками.
3.5. Участвует в работе педагогических, методических советов, а также других формах методической работы в школе.
3.6. Принимает участие в подготовке и проведении родительских собраний, методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).
3.7. Участвует в подготовке и проведении оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, которые предусмотрены образовательной программой школы.
3.8. Осуществляет контроль, оценку хода и результатов работы детских общественных организаций и объединений школы.
3.9. Организует наглядное оформление по тематике проводимой им работы в школе.
3.10. Принимает все возможные меры к развитию и сохранению материальной базы детских общественных организаций и объединений в школе.
3.11. Самостоятельно планирует свою деятельность по согласованию с заместителем директора по воспитательной работе, ведет в установленном порядке необходимую документацию.
3.12. Обеспечивает охрану жизни и здоровья школьников в процессе деятельности с ними.
3.13. При работе с учащимися школы выполняет установленные правила охраны труда и пожарной безопасности, охраны жизни и здоровья детей, а также антитеррористической безопасности.
3.14. Периодически проходит необходимые бесплатные медицинские обследования, систематически повышает свою квалификацию.
3.15. Соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, общественных местах, которые соответствуют общественному положению педагога.
4. Права.
Старший вожатый школы имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. Самостоятельно осуществлять выбор форм и методов работы с учащимися школы, планировать ее исходя из общего плана деятельности школы и педагогической целесообразности, с учетом требований ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования.
4.2. Участвовать в управлении школы в порядке, определенном Уставом. Принимать участие в работе Педагогического совета школы.
4.3. Участвовать в разработке программы развития школы, получать от администрации и классных руководителей сведения, необходимые для осуществления своей профессиональной деятельности.
4.4. Давать учащимся школы во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать школьников к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, которые установлены Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся.
4.5. Давать обязательные распоряжения представителям детских общественных организаций школы.
4.6. Присутствовать на любых мероприятиях, которые проводятся представителями детских общественных организаций школы, без права входить в помещение после начала занятий и делать замечания в течение всего мероприятия (исключая случаи экстренной необходимости).
4.7. Вносить необходимые предложения:
- о начале, прекращении или приостановлении деятельности конкретных детских школьных организаций и объединений;
- о поощрении различных представителей детских школьных организаций и объединений;
- по вопросам совершенствования текущего воспитательного процесса в школе.
4.8. Формировать от имени школы деловые контакты с лицами и организациями, способными помочь в совершенствовании деятельности детских школьных организаций и объединений.
4.9. На защиту своей профессиональной чести и достоинства.
4.10. Знакомиться с жалобами и другими документами, которые содержат оценку его работы, давать по ним соответствующие конкретные объяснения.
4.11. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, которое связано с нарушением старшим воспитателем норм профессиональной этики.
4.12. На конфиденциальность проводимого дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.
4.13. На рабочее место, которое соответствует действующим требованиям охраны труда и пожарной безопасности, на получение достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте.
4.14. На социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
5. Ответственность
Старший вожатый школы несет полную ответственность за:
5.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава, данной должностной инструкции, Правил внутреннего трудового распорядка, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов старший вожатый несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. Принятие решений, которые повлекли за собой дезорганизацию образовательного или воспитательного процесса в школе, старший вожатый несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть использовано увольнение.
5.3. Применение, в том числе однократное, методов воспитания, которые связаны с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, старший вожатый может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации». Увольнение за данный проступок не являться мерой дисциплинарной ответственности.
5.4. Нарушение требований пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации работы в школе старший вожатый привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, которые предусмотрены административным законодательством Российской Федерации.
5.5. Виновное причинение школе и (или) участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также неиспользование прав, предоставленных данной должностной инструкцией, старший вожатый несет материальную ответственность в порядке и в пределах, которые установлены трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Старший вожатый школы:
6.1. Осуществляет работу по графику, который составляется, исходя из 36-часовой рабочей недели, и утверждается непосредственно директором школы.
6.2. Взаимодействует с органами самоуправления, педагогическим коллективом школы, образовательными учреждениями дополнительного образования детей и общественными организациями.
6.3. Самостоятельно планирует свою деятельность на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы старшего воспитателя согласовывается заместителем директора по воспитательной работе не позднее 5-ти дней с начала планируемого периода и утверждается непосредственно директором школы.
6.4. Получает от администрации школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, проводит ознакомление под расписку с соответствующими документами.
6.5. Систематически обменивается сведениями по вопросам, которые входят в свою компетенцию, с педагогическими работниками, а также заместителями директора школы.
6.6. Передает заместителю директору по воспитательной работе информацию, которая получена на выездных совещаниях, семинарах, курсах повышения квалификации, непосредственно после момента ее получения.
6.7. Информирует администрацию школы о возникших трудностях и проблемах в своей работе.
7. Заключительные положения
7.1. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, второй – у сотрудника.
7.3. Факт ознакомления сотрудника с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.
С инструкцией ознакомлен ______/____________/ «__» _______ 20__ г.
(подпись)