Должностная инструкция старшего вожатого школы (профстандарт)

УТВЕРЖДАЮ:

_______________________________

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Старшего вожатого школы (профстандарт)

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Профессионального стандарта “Специалист в области воспитания” (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 года №10н); с учетом требований ФГОС начального и основного общего образования, утвержденных Приказами Минобрнауки России №373 от 06.10.2009 года и №1897 от 17.12.2010 года соответственно (в редакции на 31.12.2015 года); на основании Федерального Закона №273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 3 августа 2018 года; в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами.

1.2. Данная инструкция определяет перечень трудовых функций, должностных обязанностей, а также права, ответственность и взаимоотношения по должности старшего вожатого в школе.

1.3. Старший вожатый в школе назначается и освобождается от должности непосредственно директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности старшего вожатого его обязанности могут быть возложены на педагога-организатора, классного руководителя, воспитателя (ГПД). Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

1.4. На должность старшего вожатого в школе принимается лицо:

  • имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования “Образование и педагогические науки”; либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства.
  • не имеющее ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации;
  • прошедшее обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1.5. Старший вожатый находится в подчинении у директора школы, выполняет свои должностные обязанности под руководством заместителя директора по воспитательной работе.

1.6. В своей профессиональной деятельности старший вожатый школы руководствуется:

  • Конституцией и законами РФ;
  • указами Президента РФ;
  • решениями Правительства РФ и органов управления образования всех уровней по вопросам, касающимся образования и воспитания школьников;
  • Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»;
  • административным, трудовым и хозяйственным законодательством;
  • основами педагогики, психологии, физиологии и гигиены, общетеоретическими дисциплинами в объеме, требуемом для решения педагогических и организационно-управленческих задач;
  • правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности;
  • Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора), трудовым договором;
  • требованиями ФГОС и рекомендациями по их применению в школе;
  • Конвенцией ООН о правах ребенка.

1.7. Старший вожатый школы должен знать:

  • основные положения государственных стратегий и программ развития воспитания детей и молодежи;
  • требования ФГОС ОО к разработке программ воспитания;
  • основные направления, виды и формы воспитательной деятельности;
  • нормативные правовые акты в области развития детского движения, деятельности детских и молодежных общественных организаций;
  • основы проектирования воспитательного процесса, примерная структура программы воспитания;
  • теоретические и методические основы организации воспитательного процесса в школьном коллективе;
  • методы выявления лидерского потенциала обучающихся, их социокультурного опыта, интересов и потребностей;
  • возрастные особенности учащихся, пути реализации возрастного подхода к проектированию программ воспитания;
  • методы педагогического стимулирования, мотивации школьников к самореализации в социально и личностно значимой деятельности;
  • игровые технологии включения детей в проектирование совместной деятельности;
  • основы организации проектной деятельности детей разного возраста;
  • примерное содержание социальных проектов обучающихся;
  • технологии педагогической поддержки детских социальных инициатив, развития детской самодеятельности;
  • теоретические и методические основы развития детского самоуправления в школе;
  • теорию и методику педагогической поддержки деятельности детских общественных организаций, движений, объединений;
  • педагогические приемы включения педагогов и родителей (законных представителей) в проектирование моделей самоуправления в школе;
  • теоретические и практические знания по учебной дисциплине “первая помощь”;
  • требования ФГОС ОО к организации воспитательного процесса в школе;
  • примерное содержание, методы и формы организации гражданского, нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического воспитания;
  • вариативные модели детского самоуправления в школе и механизмы их реализации;
  • формы и методы организации деятельности органов детского самоуправления в школе;
  • технологии организации деятельности детских общественных объединений на основе самодеятельности;
  • игровые технологии организации проектной деятельности учащихся школы разного возраста;
  • технологии педагогического стимулирования детей к активному участию в совместной деятельности;
  • примерное содержание детских социальных инициатив, способы их педагогической поддержки и сопровождения;
  • формы и методы проведения творческих занятий по развитию у обучающихся в школе лидерского потенциала, организаторских способностей;
  • теорию и методику коллективной творческой деятельности, основы организации коллективных творческих дел;
  • методы, приемы, способы обеспечения позитивного общения обучающихся в школе, сотрудничества;
  • методы изучения динамики развития детского коллектива, самоуправления, результатов деятельности детских общественных объединений в школе;
  • формы и методы организации оценочной деятельности школьников с целью анализа результатов совместной деятельности;
  • методику выявления и поддержки талантов, организации детской досуговой деятельности;
  • основы организации массовых мероприятий для учащихся разного возраста и способы оценки их эффективности;
  • нормативные правовые акты, определяющие меры ответственности педагогических работников школы за жизнь и здоровье обучающихся;
  • требования охраны труда, безопасности жизни и здоровья обучающихся при проведении мероприятий в школе и вне школы;
  • подходы к формированию детско-взрослой общности в школе;
  • подходы к педагогическому сопровождению совместной деятельности субъектов воспитания в школе, а также к разработке необходимых для деятельности детских общественных объединений локальных актов;
  • способы организации взаимодействия институтов социализации с целью поддержки детских социальных инициатив;
  • подходы к разработке и реализации программ совместной деятельности школы и других институтов социализации;
  • механизмы взаимодействия школы с семьей;
  • педагогические технологии мотивации родителей (законных представителей) к участию в совместной деятельности с детьми в школе;
  • способы организации совместных семейных проектов детей и взрослых;
  • методы и формы работы по формированию у детей готовности к самореализации и самоопределению;
  • способы организации участия различных институтов социализации в проведении массовых мероприятий для учащихся разного возраста;
  • методы, способы педагогической диагностики для выявления динамики развития деятельности детских школьных общественных объединений;
  • методы анализа результатов совместной деятельности институтов социализации по поддержке детских инициатив, общественных объединений;
  • основы педагогики, детскую возрастную и социальную психологию, физиологию и гигиену;
  • основы работы с ПК, принтером, мультимедийным оборудованием, с текстовыми редакторами и презентациями, электронной почтой и браузерами;
  • технологии диагностики причин возникновения конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения.

1.8. Старший вожатый школы должен уметь:

  • осуществлять проектирование содержания воспитательного процесса в школе на основе требований Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО);
  • применять игровые педагогические технологии с целью включения детей в планирование совместной деятельности;
  • организовывать обсуждение планов и программ совместной деятельности в детских школьных коллективах;
  • организовывать участие педагогов и родителей (законных представителей) в проектировании содержания воспитательной деятельности школы;
  • применять технологии педагогического стимулирования учащихся к самореализации в социально и личностно значимой деятельности;
  • мотивировать обучающихся к реализации актуальных социальных проектов;
  • осуществлять педагогическую поддержку детских инициатив;
  • осуществлять разработку программ деятельности детских общественных объединений на основе предложений субъектов воспитания;
  • выявлять социальные способности и лидерский потенциал школьников, их социокультурный опыт, интересы и потребности;
  • организовывать совместное с детьми проектирование моделей детского самоуправления в школе;
  • оказывать педагогическую поддержку учащимся школы в формировании их творческих, общественных объединений, органов самоуправления;
  • осуществлять педагогическую поддержку в формировании одного или нескольких общественных объединений школьников;
  • осуществлять руководство одним или несколькими направлениями воспитательной деятельности в школе с учетом требований ФГОС ОО;
  • осуществлять руководство одним или несколькими направлениями совместной деятельности субъектов воспитания в области гражданского, нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического воспитания;
  • формировать пространство для социальных инициатив обучающихся школы на основе социального партнерства институтов социализации;
  • применять технологии педагогического стимулирования учащихся к самореализации в социально и личностно значимой деятельности;
  • организовывать проектную деятельность школьников, осуществлять педагогическое сопровождение детских социальных проектов;
  • проводить консультирование учащихся по вопросам реализации ими социальных инициатив;
  • мотивировать обучающихся к принятию самостоятельных решений в ситуациях выбора;
  • оказывать педагогическую поддержку школьникам в процессе самоопределения в рамках программ коллективной деятельности;
  • руководить деятельностью одного или нескольких детских общественных объединений на основе технологий педагогической поддержки;
  • проводить творческие занятия для членов детских общественных объединений и органов самоуправления с целью развития у детей лидерского потенциала и организаторских способностей;
  • проводить школьные коллективные творческие, массовые мероприятия с учетом инициатив, интересов, потребностей субъектов воспитания;
  • осуществлять контроль реализации программ совместной деятельности;
  • анализировать динамику развития детского самоуправления, результаты деятельности детских общественных объединений в школе;
  • организовывать обсуждение в школьных детских коллективах результатов реализации программ совместной деятельности;
  • организовывать сотрудничество детских общественных объединений с органами педагогического и родительского самоуправления;
  • устанавливать контакты с клубами по месту жительства, учреждениями культуры, спорта по вопросам воспитания учащихся школы;
  • организовывать взаимодействие детских общественных объединений с различными социальными институтами;
  • осуществлять координацию совместных действий школы с институтами социализации по поддержке детских инициатив;
  • организовывать участие семьи в проведении коллективных творческих, массовых мероприятий в школе;
  • пропагандировать поддержку деятельности детских объединений в социуме, мотивировать специалистов разного профиля к работе с детьми;
  • применять диагностические технологии для анализа эффективности совместных действий институтов социализации по поддержке детских общественных объединений;
  • применять диагностические технологии для выявления динамики развития деятельности детских общественных объединений в школе.

1.9. Старший вожатый школы должен ознакомиться с данной инструкцией соблюдать требования Конвенции ООН о правах ребенка, пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим.

1.10. Старший вожатый школы должен строго соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности, правила личной гигиены, знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в школе.

2. Трудовые функции

Основными трудовыми функциями старшего вожатого школы являются:

2.1. Оказание школьникам педагогической поддержки в создании общественных объединений.

2.2. Педагогическое сопровождение деятельности детских общественных объединений в школе.

2.3. Развитие самоуправления обучающихся на основе социального партнерства социальных институтов.

3. Должностные обязанности

Старший вожатый школы выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. В рамках трудовой функции оказания школьникам педагогической поддержки в создании общественных объединений:

  • организация участия детей в проектировании содержания совместной деятельности по основным направлениям воспитания;
  • педагогическая поддержка учащихся школы в разработке программ деятельности общественных объединений, с учетом инициативы, интересов и их потребностей;
  • организация участия педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании содержания совместной деятельности;
  • педагогическое стимулирование детских социальных инициатив;
  • определение педагогических средств развития самоуправления учащихся совместно с другими субъектами воспитания;
  • организационно-педагогическая поддержка самоорганизации школьников, их инициатив по созданию общественных объединений в форме консультирования, делегирования функций, обучающих занятий, создания педагогических ситуаций, пошаговых инструкций и сотрудничества;
  • обеспечение необходимых условий для широкого информирования школьников о действующих детских общественных организациях и объединениях;
  • осуществление заботы о здоровье и безопасности детей, оказание учащимся школы первой помощи.

3.2. В рамках трудовой функции педагогического сопровождения деятельности детских общественных объединений:

  • организация совместной деятельности детей и взрослых, ориентированной на достижение результатов гражданского, нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического воспитания;
  • педагогическая поддержка учащихся школы в реализации программ деятельности их общественных объединений, основанных на принципах добровольности, гуманности и демократизма с учетом инициативы, интересов и потребностей детей;
  • организация работы органов самоуправления обучающихся;
  • проведение работы по подбору и подготовке руководителей (организаторов) первичных коллективов детских общественных организаций и объединений школы;
  • организация коллективно-творческой деятельности, творческих занятий и мероприятий по развитию у школьников лидерского потенциала, организаторских способностей в соответствии с возрастными интересами обучающихся школы и требованиями жизни;
  • педагогическая поддержка социальных инициатив обучающихся;
  • содействует обновлению содержания и форм деятельности детских общественных организаций и объединений;
  • проведение коллективных творческих, массовых мероприятий в школе.

3.3. В рамках трудовой функции  развития самоуправления обучающихся на основе социального партнерства социальных институтов:

  • развитие форм и способов взаимодействия субъектов воспитания на основе самоуправления в школе;
  • обеспечение эффективного взаимодействия органов самоуправления школы, педагогического коллектива школы и детских общественных организаций;
  • создание благоприятных условий, которые позволят ученикам школы проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с максимальной пользой для их развития проводить свободное время и досуг;
  • развитие форм и способов взаимодействия детских объединений школы с другими институтами социализации;
  • организация партнерства социальных институтов с целью поддержки детских социальных инициатив;
  • привлечение к работе с детскими общественными объединениями родителей (законных представителей), специалистов разного профиля;
  • педагогическая поддержка совместной деятельности детских общественных объединений школы с другими институтами социализации;
  • анализ результатов совместной деятельности институтов социализации по поддержке детских инициатив, общественных объединений.

3.4. Старший вожатый школы принимает участие в организации каникулярного отдыха школьников, изучая и используя передовой опыт работы с детьми и подростками.

3.5. Участвует в работе педагогических, методических советов, а также других формах методической работы в школе.

3.6. Принимает участие в подготовке и проведении родительских собраний, методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).

3.7. Участвует в подготовке и проведении оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, которые предусмотрены образовательной программой школы.

3.8. Осуществляет контроль, оценку хода и результатов работы детских общественных организаций и объединений школы.

3.9. Организует наглядное оформление по тематике проводимой им работы в школе.

3.10. Принимает все возможные меры к развитию и сохранению материальной базы детских общественных организаций и объединений в школе.

3.11. Самостоятельно планирует свою деятельность по согласованию с заместителем директора по воспитательной работе, ведет в установленном порядке необходимую документацию.

3.12. Обеспечивает охрану жизни и здоровья школьников в процессе деятельности с ними.

3.13. При работе с учащимися школы выполняет установленные правила охраны труда и пожарной безопасности, охраны жизни и здоровья детей, а также антитеррористической безопасности.

3.14. Периодически проходит необходимые бесплатные медицинские обследования, систематически повышает свою квалификацию.

3.15. Соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, общественных местах, которые соответствуют общественному положению педагога.

 4. Права.

Старший вожатый школы имеет право в пределах своей компетенции:

4.1. Самостоятельно осуществлять выбор форм и методов работы с учащимися школы, планировать ее исходя из общего плана деятельности школы и педагогической целесообразности, с учетом требований ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования.

4.2. Участвовать в управлении школы в порядке, определенном Уставом. Принимать участие в работе Педагогического совета школы.

4.3. Участвовать в разработке программы развития школы, получать от администрации и классных руководителей сведения, необходимые для осуществления своей профессиональной деятельности.

4.4. Давать учащимся школы во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать школьников к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, которые установлены Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся.

4.5. Давать обязательные распоряжения представителям детских общественных организаций школы.

4.6. Присутствовать на любых мероприятиях, которые проводятся представителями детских общественных организаций школы, без права входить в помещение после начала занятий и делать замечания в течение всего мероприятия (исключая случаи экстренной необходимости).

4.7. Вносить необходимые предложения:

  • о начале, прекращении или приостановлении деятельности конкретных детских школьных организаций и объединений;
  • о поощрении различных представителей детских школьных организаций и объединений;
  • по вопросам совершенствования текущего воспитательного процесса в школе.

4.8. Формировать от имени школы деловые контакты с лицами и организациями, способными помочь в совершенствовании деятельности детских школьных организаций и объединений.

4.9. На защиту своей профессиональной чести и достоинства.

4.10. Знакомиться с жалобами и другими документами, которые содержат оценку его работы, давать по ним соответствующие конкретные объяснения.

4.11. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, которое связано с нарушением старшим воспитателем норм профессиональной этики.

4.12. На конфиденциальность проводимого дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.

4.13. На рабочее место, которое соответствует действующим требованиям охраны труда и пожарной безопасности, на получение достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте.

4.14. На социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

 5. Ответственность

Старший вожатый школы несет полную ответственность за:

5.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава,  данной должностной инструкции, Правил внутреннего трудового распорядка, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов старший вожатый несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. Принятие решений, которые повлекли за собой дезорганизацию образовательного или воспитательного процесса в школе, старший вожатый несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть использовано увольнение.

5.3. Применение, в том числе однократное, методов воспитания, которые связаны с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, старший вожатый может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации». Увольнение за данный проступок не являться мерой дисциплинарной ответственности.

5.4. Нарушение требований пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации работы в школе старший вожатый привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, которые предусмотрены административным законодательством Российской Федерации.

5.5. Виновное причинение школе и (или) участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также неиспользование прав, предоставленных данной должностной инструкцией, старший вожатый несет материальную ответственность в порядке и в пределах, которые установлены трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Старший вожатый школы:

6.1. Осуществляет работу по графику, который составляется, исходя из 36-часовой рабочей недели, и утверждается непосредственно директором школы.

6.2. Взаимодействует с органами самоуправления, педагогическим коллективом школы, образовательными учреждениями дополнительного образования детей и общественными организациями.

6.3. Самостоятельно планирует свою деятельность на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы старшего воспитателя согласовывается заместителем директора по воспитательной работе не позднее 5-ти дней с начала планируемого периода и утверждается непосредственно директором школы.

6.4. Получает от администрации школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, проводит ознакомление под расписку с соответствующими документами.

6.5. Систематически обменивается сведениями по вопросам, которые входят в свою компетенцию, с педагогическими работниками, а также заместителями директора школы.

6.6. Передает заместителю директору по воспитательной работе информацию, которая получена на выездных совещаниях, семинарах, курсах повышения квалификации, непосредственно после момента ее получения.

6.7. Информирует администрацию школы о возникших трудностях и проблемах в своей работе.

7. Заключительные положения

7.1. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, второй – у сотрудника.

7.3. Факт ознакомления сотрудника с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

С инструкцией ознакомлен ______/____________/ «__» _______ 20__ г.

(подпись)

Кнопка «Наверх»