Должностная инструкция тренера-преподавателя по подготовке спортсменов и физическому воспитанию обучающихся

УТВЕРЖДАЮ:

_______________________________

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Тренера-преподавателя по подготовке спортсменов и физическому воспитанию обучающихся

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность тренера-преподавателя по подготовке спортсменов и физическому воспитанию обучающихся [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Организация).

1.2. Тренер-преподаватель по подготовке спортсменов и физическому воспитанию обучающихся назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Организации.

1.3. Тренер-преподаватель по подготовке спортсменов и физическому воспитанию обучающихся относится к категории специалистов и подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Организации.

1.4. Тренер-преподаватель по подготовке спортсменов и физическому воспитанию обучающихся отвечает за:

  • своевременное и качественное выполнение им задач по предназначению;
  • соблюдение исполнительской и трудовой дисциплины;
  • соблюдение мер безопасности труда, поддержание порядка, выполнение правил пожарной безопасности на порученном ему участке работы (рабочем месте).

1.5. На должность тренера-преподавателя по подготовке спортсменов и физическому воспитанию обучающихся назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование (программы подготовки специалистов среднего звена в области физической культуры и спорта или педагогики с направленностью «физическая культура») или высшее образование в области физической культуры и спорта или педагогики с направленностью «физическая культура» или высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование (программы профессиональной переподготовки по направлению профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта либо наличие подтвержденной квалификационной категории тренера или тренера-преподавателя), без предъявления требований к опыту практической работы. С целью профессионального роста и присвоения квалификационных категорий — дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации) не реже одного раза в пять лет.

1.6. Требования к опыту практической работы тренера-преподавателя по подготовке спортсменов и физическому воспитанию обучающихся: не менее одного года в области физической и (или) адаптивной физической культуры и (или) адаптивного спорта с учетом опыта спортивного добровольчества (волонтерства).

1.7. Особые условия допуска тренера-преподавателя по подготовке спортсменов и физическому воспитанию обучающихся к работе:

  • отсутствие запрета на работу по виду профессиональной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований);
  • прохождение инструктажа по охране труда.

1.8. В практической деятельности тренер-преподаватель по подготовке спортсменов и физическому воспитанию обучающихся должен руководствоваться:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Организации;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.9. Тренер-преподаватель по подготовке спортсменов и физическому воспитанию обучающихся должен знать:

  • концептуальные положения и требования к организации: тренировочного процесса в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, определяемые федеральными стандартами спортивной подготовки, образовательного процесса в предметной области физической культуры, определяемые федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, учебно-тренировочного процесса в организациях дополнительного образования, в том числе определяемые федеральными государственными требованиями и федеральными стандартами спортивной подготовки;
  • особенности планирования тренировочного процесса по виду спорта, образовательного процесса в предметной области физической культуры;
  • цели и задачи тренировочного процесса, определяемые федеральными стандартами спортивной подготовки;
  • цели и задачи образовательного процесса в предметной области физической культуры, определяемые федеральными государственными образовательными стандартами общего образования;
  • цели и задачи учебно-тренировочного процесса в организациях дополнительного образования, в том числе определяемые федеральными государственными требованиями и федеральными стандартами спортивной подготовки;
  • формы, методы и средства тренировочного процесса по видам подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта;
  • формы, методы и средства обучения в предметной области физической культуры, современные образовательные технологии, методические закономерности их выбора, связь между требованиями федерального государственного образовательного стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы;
  • формы, методы и средства обучения в предметной области физической культуры и спорта, современные образовательные технологии, методические закономерности их выбора, систему оценки результатов освоения основной образовательной программы, в том числе ее связь с федеральными государственными требованиями и федеральными стандартами спортивной подготовки;
  • положения теории и методики физической культуры, теории спорта, педагогики физической культуры и спорта, возрастной психологии, психологии физической культуры и спорта, теории и методики избранного вида спорта, теории и методики обучения базовым видам спорта, анатомии человека, биомеханики двигательной деятельности, спортивной метрологии, биохимии человека, спортивной биохимии, физиологии человека, спортивной физиологии, гигиенических основ физкультурно-спортивной деятельности, спортивной нутрициологии, спортивной морфологии, анатомо-морфологические, физиологические, психологические и гендерные особенности взрослых и детей, в том числе имеющих выраженные способности (одаренных) к занятиям видом спорта, методика контроля и оценки антропометрических, физиологических, психологических параметров человека, правила видов спорта и требования для присвоения спортивных разрядов и званий по виду спорта в соответствии с Всероссийской классификацией, нормативные правовые акты, регулирующие вид профессиональной деятельности;
  • организацию спортивной ориентации: стадию подготовки решения о выборе вида спорта для углубленных занятий, стадию целенаправленной и многосторонней связи спортсмена в сфере спорта высших достижений;
  • содержание спортивной ориентации как процесса: спортивное просвещение — ознакомление детей со специфическими особенностями того или иного вида спорта, спортивная консультация — организация и проведение работ по выявлению индивидуальных способностей детей применительно к данному виду спорта, начальный отбор, конкурсный набор или советы, рекомендации ребенку по выбору спорта, основанные на знании его возможностей в данном виде, спортивная адаптация — сам процесс тренировки в избранном виде спорта;
  • содержание методик спортивной ориентации к занятиям определенным видом спорта, к выбору узкой спортивной специализации в пределах вида спорта, к определению индивидуальной структуры многолетней подготовки, динамики нагрузок и темпов роста достижений, к установлению ведущих факторов подготовленности к соревновательной деятельности, способных оказать решающее влияние на уровень спортивных результатов;
  • цели отбора: отбор детей и подростков для занятий избранным видом спорта и для дальнейшего спортивного совершенствования в нем, отбор кандидатов в сборные команды (юношеские, молодежные, взрослые), отбор для участия в соревнованиях: предолимпийский отбор — направлен на комплектование ближайшего олимпийского резерва, олимпийский — на комплектование сборной команды для участия в ответственных международных соревнованиях;
  • условия проведения отбора: естественный отбор — вследствие отсева самих занимающихся в процессе тренировочных занятий, стандартизированный отбор, который связан с применением специальных методик, содействующих повышению его эффективности;
  • характер и количество применяемых методов для оценки спортивной одаренности: педагогический отбор, психологический отбор, физиологический отбор, биохимический отбор, генетический отбор, комплексный отбор;
  • продолжительность отбора: краткосрочный (экспресс) отбор, среднесрочный отбор, долгосрочный (пролонгированный) отбор;
  • степень ориентации на будущий вид спортивной деятельности: межвидовой отбор, который направлен на поиск и выявление лиц, способных к занятиям несколькими родственными видами спорта, видовой отбор, который связан с выявлением детей, подростков и юношей, способных к занятиям тем или иным видом спорта, внутривидовой отбор, который предполагает выявление склонностей, способностей конкретного спортсмена в рамках определенного вида спорта;
  • этапы проведения: начальный (предварительный) отбор, текущий отбор, заключительный (итоговый, завершающий) отбор;
  • методики спортивного отбора и ориентации;
  • основные нормативные правовые акты разного уровня: международного — Конвенцию о правах ребенка, федерального, регионального, локального (на уровне организации, осуществляющей спортивную подготовку и образовательной организации);
  • требования к экипировке, инвентарю и оборудованию мест занятий и соревновательной деятельности;
  • возрастные характеристики спортсменов и специфические особенности тренировочного процесса в организациях, осуществляющих спортивную подготовку в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки;
  • возрастные характеристики обучающихся и специфические особенности образовательного процесса в предметной области физической культуры в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
  • возрастные характеристики обучающихся и специфические особенности образовательного процесса в организациях дополнительного образования, в том числе с учетом федеральных государственных требований и федеральных стандартов спортивной подготовки;
  • законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития;
  • психолого-педагогические технологии индивидуализации обучения, развития, воспитания;
  • психолого-педагогические основы учебной и тренировочной деятельности в части учета индивидуальных особенностей обучающихся и спортсменов;
  • содержание информационного, технического и психолого-методического сопровождения соревновательной деятельности в избранном виде спорта;
  • характеристику личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся в контексте обучения в предметной области физической культуры согласно федеральным государственным образовательным стандартам;
  • методы и приемы контроля, оценивания и коррекции результатов спортивной подготовки и образовательного процесса;
  • санитарно-гигиенические требования к организациям, осуществляющим спортивную подготовку, к организациям, осуществляющим образовательную деятельность;
  • федеральные стандарты спортивной подготовки по видам спорта;
  • общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями;
  • методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и правила, устанавливающие ответственность за такое противоправное влияние;
  • сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства воспитания человека на протяжении всей его жизни, технологии его организации, формы и методы совершенствования различных видов деятельности спортсменов и обучающихся, а также стратегий и способов взаимодействия;
  • социально значимые личностные качества, моральные ценности честной спортивной конкуренции, признаки и причины негативного социального поведения;
  • особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления здоровья;
  • основы культуры здорового и безопасного образа жизни спортсменов и обучающихся;
  • нормативные правовые акты, регламентирующие создание условий безопасности для здоровья и жизни обучающихся при организации и проведении образовательного процесса, спортсменов при организации и проведении тренировочного процесса, а также при организации и проведении спортивных, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
  • способы предотвращения возникновения основных причин травматизма, в числе которых: организационные недостатки при проведении занятий, которые включают ошибки в методике проведения занятий, связанные с нарушением принципов обучения, воспитания, развития, отсутствием индивидуального подхода, недостаточным учетом состояния здоровья, половых, возрастных особенностей и подготовленности, несоответствие выбора средств целям и задачам, отсутствие страховки или неправильное ее применение, несоответствие материально-технической базы организации требованиям СанПиН, правилам видов спорта, нарушение правил медицинского (врачебного) контроля в организациях, нарушение требований инструкций и правил по безопасности нахождения в организации, недостатки в организации административно-общественного контроля за соблюдением порядка расследования и учета несчастных случаев в организации, допуск к занятиям без прохождения врачебного осмотра, предоставление недостоверной информации со стороны родителей (законных представителей) о состоянии здоровья детей, невыполнение врачебных рекомендаций по срокам возобновления занятий после заболевания и травм, по ограничению интенсивности нагрузок;
  • правила профилактики травматизма на занятиях физической культурой и спортом;
  • нормативные правовые акты, регулирующие работу по предотвращению применения допинга, содержание и организация антидопинговых мероприятий;
  • педагогические, медико-биологические и психологические аспекты проблемы применения допинга в спорте;
  • основные характеристики допингов различных видов и их воздействие на организм спортсмена, мотивы применения спортсменами допинга;
  • варианты организации антидопинговой работы с различными группами населения;
  • основные функции и формы контроля подготовленности: годичный, этапный, текущий и оперативный, — их содержание и особенности при организации и проведении тренировочного процесса, а также при организации и проведении спортивных, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
  • основные функции и формы контроля результатов освоения основной образовательной программы и дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта;
  • характеристики нагрузок: специализированность, координационная сложность, направленность, величина и показатели, используемые для контроля нагрузок, в зависимости от вида спорта;
  • объекты контроля и показатели технической, физической, тактической, психологической, интеллектуальной, интегральной сторон подготовленности;
  • основные способы систематического анализа эффективности учебных занятий и подходов к обучению: общий анализ, аспектный анализ, комплексный психолого-педагогический анализ, анализ учебного занятия в соответствии с положениями личностно-развивающего обучения, целостный анализ;
  • методы контроля, в том числе: сбор мнений спортсменов и обучающихся, анализ рабочей документации тренировочного и образовательного процесса, педагогические наблюдения во время урока, тренировки и соревнований, определение и регистрация показателей, характеризующих деятельность спортсменов и обучающихся в процессе занятий (хронометрирование, пульсометрия, динамометрия, видеозапись), тесты (контрольные испытания) различных сторон подготовленности спортсменов и обучающихся, медико-биологические измерения;
  • содержание и документы поэтапного, текущего и оперативного учета результатов спортивной подготовки по виду спорта;
  • содержание и документы учета результатов промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по основной образовательной программе;
  • содержание и документы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе в области физической культуры и спорта;
  • правила соревнований по виду спорта;
  • требования всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»;
  • положение или регламент и программу спортивных соревнований;
  • правила эксплуатации спортивных сооружений, оборудования и спортивной техники, приборов объективного контроля, технических средств и устройств;
  • календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, организаций общего, дополнительного образования, организаций, осуществляющих спортивную подготовку;
  • положение о физкультурно-спортивных тестовых мероприятиях с населением различных возрастных групп;
  • теоретические и практические аспекты осуществления выбора наиболее оптимальной по техническим и технологическим особенностям модели и формы дистанционного занятия для организации процесса;
  • правила и регламенты проведения процесса, в том числе с использованием сетевой формы реализации образовательных программ и электронного обучения;
  • методики и алгоритмы организации процесса в дистанционном формате;
  • особенности планирования и проведения занятий с использованием дистанционного формата;
  • порядок составления отчетной документации по проведению занятий, в том числе с использованием дистанционного формата;
  • правила использования приборов объективного контроля, технических средств и устройств, средств измерений;
  • правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи.

1.10. Тренер-преподаватель по подготовке спортсменов и физическому воспитанию обучающихся должен уметь:

  • разрабатывать: программу спортивной подготовки в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, основную образовательную программу в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, дополнительную общеобразовательную программу в области физической культуры и спорта, в том числе дополнительную общеразвивающую программу в соответствии с физкультурно-спортивной направленностью, определенной образовательной организацией, и (или) дополнительную предпрофессиональную программу с учетом федеральных государственных требований, требований федеральных стандартов спортивной подготовки по виду спорта;
  • планировать продолжительность и объемы реализации: программы спортивной подготовки по виду спорта, основной образовательной программы, дополнительной общеразвивающей программы, дополнительной предпрофессиональной программы;
  • обосновывать выбор средств и методов тренировочного процесса по видам подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта;
  • обосновывать выбор средств и методов обучения, воспитания и развития, выбор образовательных технологий в образовательной практике исходя из особенностей содержания предметных областей, возраста и образовательных потребностей обучаемых;
  • выбирать методики спортивной ориентации и спортивного отбора спортсменов и обучающихся;
  • планировать мероприятия спортивной ориентации и спортивного отбора в программе спортивной подготовки по виду спорта, образовательной программе общего образования, образовательной программе дополнительного образования в области физической культуры и спорта;
  • реализовывать мероприятия спортивной ориентации и спортивного отбора в рамках: тренировочного процесса в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, образовательного процесса в предметной области физической культуры, образовательного процесса в организациях дополнительного образования;
  • реализовывать программу спортивной подготовки по виду спорта с учетом возрастных характеристик и уровня подготовленности спортсменов;
  • реализовывать рабочую программу учителя физической культуры с учетом возрастных характеристик и уровня подготовленности обучающихся по образовательной программе общего образования;
  • реализовывать рабочую программу педагога дополнительного образования с учетом возрастных характеристик и уровня подготовленности обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта;
  • анализировать и оценивать динамику антропометрических, физиологических, психологических параметров спортсменов на этапах спортивной подготовки, определять уровень мотивации спортсменов;
  • анализировать и оценивать динамику антропометрических, физиологических, психологических параметров обучающихся, определять уровень мотивации обучающихся;
  • выявлять проблемы тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки и резервы улучшения его результативности;
  • выявлять проблемы образовательного процесса и резервы улучшения его результативности;
  • применять средства и методы в соответствии с задачами этапа спортивной подготовки, индивидуальными особенностями, личностно-психическими качествами спортсменов;
  • применять средства и методы в соответствии с задачами общего образования, индивидуальными особенностями, личностно-психическими качествами обучающихся;
  • применять средства и методы в соответствии с задачами дополнительного образования, индивидуальными особенностями, личностно-психическими качествами обучающихся;
  • использовать и модифицировать системы показателей для контроля и оценки результативности тренировочного процесса и соревновательной деятельности спортсменов;
  • использовать и модифицировать системы показателей для контроля и оценки результативности образовательного процесса обучающихся;
  • анализировать нормативные, прогнозные и фактические значения показателей результативности тренировочного процесса и соревновательной деятельности спортсменов;
  • анализировать нормативные, прогнозные и фактические значения показателей результативности образовательного процесса в предметной области физической культуры и спорта;
  • оценивать результативность тренировочного процесса, выявлять проблемы в организации и вносить необходимые коррективы в тренировочный процесс;
  • оценивать результативность образовательного процесса, выявлять проблемы в организации и вносить необходимые коррективы в образовательный процесс;
  • контролировать и корректировать (при необходимости) величину физической нагрузки спортсменов и обучающихся;
  • использовать знания об особенностях гендерного развития для планирования работы со спортсменами и обучающимися, в том числе при проведении индивидуальных воспитательных мероприятий;
  • применять образовательные технологии для индивидуализации обучения, развития, воспитания;
  • составлять психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности спортсмена и обучающегося;
  • использовать технологии психолого-педагогического, информационного, технического сопровождения в профессиональной деятельности для индивидуализации обучения, развития, воспитания спортсменов и обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями;
  • оказывать адресную помощь спортсменам и обучающимся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
  • разрабатывать (совместно с другими специалистами) и реализовывать совместно с родителями (законными представителями) программы индивидуального развития ребенка;
  • оказывать индивидуальную помощь и поддержку обучающимся в зависимости от их способностей, образовательных возможностей и потребностей;
  • разрабатывать индивидуально ориентированные программы, методические разработки и дидактические материалы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся в целях реализации гибкого алгоритма управления процессом образовательной деятельности обучающихся;
  • оценивать достижения обучающихся на основе взаимного дополнения количественной и качественной характеристик образовательных результатов;
  • создавать и применять в практике обучения в предметной области физической культуры рабочие программы, методические разработки, дидактические материалы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;
  • организовывать проверку соответствия инвентаря и оборудования решаемым задачам спортивной подготовки по виду спорта, общего и дополнительного образования;
  • осуществлять подбор и использование инвентаря и оборудования в процессе спортивной подготовки по виду спорта, общего и дополнительного образования;
  • анализировать деятельность и ее результаты для корректировки процессов спортивной подготовки по виду спорта, общего и дополнительного образования;
  • организовывать проверку соответствия инвентаря и оборудования решаемым задачам спортивной подготовки по виду спорта, общего и дополнительного образования, подбирать и использовать инвентарь и оборудование в процессе спортивной подготовки по виду спорта, общего и дополнительного образования;
  • выявлять своевременно угрозы и степени опасности внешних и внутренних факторов и организовывать безопасное пространство для участников спортивных соревнований, спортивных и физкультурных мероприятий, оперативно реагировать на нештатные ситуации и применять верные алгоритмы действий для устранения или снижения опасности;
  • применять средства огнезащиты, средства индивидуальной защиты;
  • пользоваться приборами объективного контроля, техническими средствами и устройствами, средствами измерений, разработанными для оценки различных сторон подготовленности спортсменов, реакций организма на тренировочные и соревновательные нагрузки, эффективности тренировочного процесса, учета адаптационных перестроек функций организма спортсменов;
  • пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи;
  • анализировать результаты соревновательной деятельности для корректировки подготовки к участию в спортивных соревнованиях, спортивных и физкультурных мероприятиях;
  • воспитывать социально значимые личностные качества, формировать моральные ценности честной спортивной конкуренции;
  • формировать навыки безопасного поведения и культуру безопасности, навыки саморазвития и укрепления здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности средствами и методами физической культуры;
  • использовать современные методики формирования общей культуры здорового и безопасного образа жизни спортсменов, обучающихся и лиц различного пола и возраста, занимающихся физической культурой и спортом;
  • применять методики контроля над процессом формирования общей культуры здорового и безопасного образа жизни, воспитания нравственных, эстетических и личностных качеств, сохранения и укрепления здоровья спортсменов и обучающихся;
  • разрабатывать и реализовывать тренировочные программы, обеспечивающие профилактику травматизма;
  • разрабатывать и реализовывать образовательные программы, обеспечивающие профилактику травматизма;
  • планировать и проводить антидопинговые мероприятия с применением методик проведения работы по предотвращению применения допинга;
  • обеспечивать нетерпимость к допингу спортсменов с целью сохранения их здоровья и утверждения в спорте свода этических и моральных законов, основанных на внутреннем убеждении индивидуума о благородстве и справедливости в спорте, формировании знаний и навыков определения возможных путей профилактической антидопинговой деятельности;
  • планировать и проводить мероприятия контроля, оценки и учета результатов с использованием информативных средств и методов;
  • проводить сбор, оценивание, анализ и учет необходимой информации о реальном ходе тренировочного или образовательного процесса, состоянии сторон подготовленности спортсменов и обучающихся, их результатах и поведении;
  • вести документы учета, соответствующие проводимым мероприятиям контроля и локальным актам организации;
  • выполнять осмотр места проведения спортивного соревнования или этапа соревнования, оценивать соответствие места проведения спортивного соревнования требованиям вида спорта, положению или регламенту спортивных соревнований;
  • выполнять осмотр места проведения физкультурно-спортивных тестовых мероприятий с населением различных возрастных групп, оценивать соответствие места проведения требованиям, положению или регламенту физкультурно-спортивных тестовых мероприятий с населением различных возрастных групп;
  • проверять исправность приборов объективного контроля, технических средств и устройств, спортивного инвентаря, оборудования, спортивных сооружений;
  • осуществлять судейство спортивных соревнований по виду спорта, спортивной дисциплине, этапа спортивного соревнования, мероприятий по выполнению населением различных возрастных групп нормативов испытаний (тестов);
  • осуществлять выбор наиболее оптимальной по техническим и технологическим особенностям модели и формы дистанционного занятия для организации процесса;
  • проводить структуризацию учебных элементов, выбор формы их предъявления спортсмену или обучающемуся и подготовку плана занятий в дистанционной форме;
  • проводить занятия в дистанционном формате с использованием различных моделей и средств коммуникаций;
  • применять методики контроля выполнения спортсменом или обучающимся занятий и заданий в дистанционном формате;
  • консультировать спортсмена или обучающегося по вопросам организации и проведения занятий в дистанционном формате;
  • организовывать и проводить инструктаж со спортсменом или обучающимся по соблюдению ими безопасного выполнения мероприятий при проведении занятий в дистанционном формате;
  • организовывать и проводить со спортсменом или обучающимся анализ занятия в дистанционном формате и корректировку процесса с учетом результатов;
  • вести отчетную документацию по проведению занятия в дистанционном формате;
  • пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи.

1.11. В период временного отсутствия тренера-преподавателя по подготовке спортсменов и физическому воспитанию обучающихся (отпуск, болезнь), его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Тренер-преподаватель по подготовке спортсменов и физическому воспитанию обучающихся в ходе осуществления деятельности по подготовке спортсменов и физическому воспитанию обучающихся выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Планирование содержания занятий физической культурой и спортом:

  • планирование тренировочного процесса, направленного на реализацию программы спортивной подготовки в организации, осуществляющей спортивную подготовку, в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки;
  • планирование образовательного процесса в предметной области физической культуры, направленного на реализацию основной образовательной программы в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
  • планирование образовательного процесса в организации дополнительного образования, направленного на реализацию: дополнительной общеразвивающей программы в области физической культуры и спорта, содержание и сроки обучения по которой определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, дополнительной предпрофессиональной программы в области физической культуры и спорта с учетом федеральных государственных требований, требований федеральных стандартов спортивной подготовки по виду спорта.

2.2. Проведение мероприятий спортивной ориентации и спортивного отбора для обеспечения индивидуального подхода в соответствии с целями программ, реализуемых организацией:

  • выявление возможностей спортсменов различного пола и возраста с целью обеспечения индивидуального подхода к тренировочному процессу в организациях, осуществляющих спортивную подготовку;
  • выявление возможностей обучающихся различного пола и возраста с целью обеспечения индивидуального подхода к образовательному процессу в предметной области физической культуры, в образовательной организации общего образования;
  • выявление возможностей обучающихся различного пола и возраста с целью обеспечения индивидуального подхода к образовательному процессу в организации дополнительного образования.

2.3. Проведение занятий физической культурой и спортом:

  • осуществление тренировочного процесса в организациях, осуществляющих спортивную подготовку в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки;
  • осуществление образовательного процесса в предметной области физической культуры в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
  • осуществление образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих дополнительные образовательные программы в области физической культуры и спорта, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями и федеральными стандартами спортивной подготовки.

2.4. Психолого-педагогическое, информационное, техническое сопровождение занятий физической культурой и спортом:

  • осуществление поддержки и психолого-педагогического, информационного, технического сопровождения спортсменов, а также проведение анализа деятельности для корректировки сопровождения тренировочного процесса;
  • обеспечение информационного, технического сопровождения обучающихся с применением психолого-педагогических технологий, необходимых для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями;
  • осуществление психолого-педагогического, информационного, технического сопровождения обучающихся по дополнительным программам в области физической культуры и спорта, а также анализа деятельности для корректировки программ сопровождения образовательного процесса.

2.5. Организация участия в спортивных соревнованиях, в спортивных и физкультурных мероприятиях:

  • обеспечение соответствия материально-технического оснащения занятий особенностям соревнований, спортивных и физкультурных мероприятий;
  • проведение отбора для участия в спортивных соревнованиях, спортивных и физкультурных мероприятиях;
  • организация индивидуального или в составе команды участия в спортивных соревнованиях, спортивных и физкультурных мероприятиях;
  • обеспечение безопасности в течение всего периода участия в спортивных соревнованиях, спортивных и физкультурных мероприятиях;
  • анализ соревновательной деятельности и ее результатов для корректировки подготовки к участию в спортивных соревнованиях, спортивных и физкультурных мероприятиях.

2.6. Формирование осознанного отношения к физкультурной и спортивной деятельности, мотивационно-ценностных ориентаций и установок на ведение здорового образа жизни, моральных ценностей честной спортивной конкуренции, воспитание социально значимых личностных качеств для профилактики негативного социального поведения:

  • обеспечение физического, психического, социального, духовно-нравственного развития лиц, проходящих спортивную подготовку, для воспитания социально значимых личностных качеств и формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • обеспечение физического, психического, социального, духовно-нравственного развития лиц, обучающихся по основным образовательным программам, для воспитания социально значимых личностных качеств и формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • обеспечение физического, психического, социального, духовно-нравственного развития лиц, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, для воспитания социально значимых личностных качеств и формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

2.7. Обеспечение профилактики травматизма на занятиях физической культурой и спортом:

  • обеспечение условий для профилактики травматизма в процессе спортивной подготовки по виду спорта;
  • обеспечение условий для профилактики травматизма в процессе общего образования;
  • обеспечение условий для профилактики травматизма в процессе дополнительного образования.

2.8. Проведение работы по предотвращению применения допинга:

  • проведение разъяснительной работы об антидопинговых правилах;
  • проведение работы, способствующей формированию нетерпимости к допингу спортсменов, с целью сохранения их здоровья и утверждения в спорте свода этических и моральных законов, основанных на внутреннем убеждении индивидуума о благородстве и справедливости в спорте.

2.9. Осуществление контроля и учета подготовленности с использованием методик измерения и оценки:

  • выявление и оценка уровня и качества аналитической (технической, физической, тактической, психологической, интеллектуальной) и интегральной подготовленности спортсменов и фиксация всех обязательных показателей в документах учета, установленных организацией, осуществляющей спортивную подготовку;
  • выявление и оценка личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы и фиксация всех обязательных показателей в журнале успеваемости, личном журнале учета учителя, журнале учета проведенных мероприятий по физическому воспитанию (или в иных документах учета, установленных организацией, осуществляющей образовательную деятельность);
  • выявление и оценка результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта и фиксация всех обязательных результатов обучения в соответствующих документах учета, установленных организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

2.10. Осуществление организации и судейства соревнований по виду спорта и физкультурно-спортивных тестовых мероприятий с населением:

  • обеспечение соблюдения правил вида спорта и положения (регламента) о спортивном соревновании при проведении спортивного соревнования по виду спорта;
  • обеспечение соблюдения правил и положения (регламента) при проведении физкультурно-спортивных тестовых мероприятий с населением различных возрастных групп.

2.11. Организация и проведение дистанционных занятий физкультурно-спортивной направленности:

  • выбор наиболее оптимальной по техническим и технологическим особенностям модели и формы дистанционного занятия;
  • структуризация учебных элементов, выбор формы их предъявления спортсмену или обучающемуся (текстовые, графические, медиа, рисунки, таблицы, слайды), подготовка плана занятий в дистанционной форме с указанием времени на каждый пункт плана;
  • проведение занятий в дистанционном формате, в том числе с использованием: кейс-технологий, которые основываются на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного освоения спортсмену или обучающемуся, сетевых технологий, использующих телекоммуникационные сети для обеспечения занимающихся учебным и методическим материалом;
  • контроль выполнения спортсменом или обучающимся мероприятий в дистанционном формате;
  • проведение инструктажа со спортсменом или обучающимся по соблюдению ими безопасного выполнения мероприятий при проведении занятий в дистанционном формате;
  • проведение со спортсменом или обучающимся анализа проведения занятия в дистанционном формате и возможности корректировки процесса с учетом результатов;
  • отчет по проведенным занятиям в дистанционном формате, в том числе в форме аудио- и видеозаписей.

В случае служебной необходимости тренер-преподаватель по подготовке спортсменов и физическому воспитанию обучающихся может привлекаться к выполнению обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.

3. Права

Тренер-преподаватель по подготовке спортсменов и физическому воспитанию обучающихся имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. Получать необходимую для выполнения должностных обязанностей информацию о деятельности организации от всех подразделений напрямую или через непосредственного руководителя.

3.3. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы организации.

3.4. Знакомиться с проектами приказов руководства, касающимися его деятельности.

3.5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.6. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.

3.7. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения должностных обязанностей.

3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.9. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Тренер-преподаватель по подготовке спортсменов и физическому воспитанию обучающихся несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы тренера-преподавателя по подготовке спортсменов и физическому воспитанию обучающихся осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы тренера-преподавателя по подготовке спортсменов и физическому воспитанию обучающихся является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы тренера-преподавателя по подготовке спортсменов и физическому воспитанию обучающихся определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Организации.

5.2. В связи с производственной необходимостью тренер-преподаватель по подготовке спортсменов и физическому воспитанию обучающихся обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

6. Порядок пересмотра должностной инструкции

6.1. Должностная инструкция пересматривается, изменяется и дополняется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.

6.2. С приказом о внесении изменений (дополнений) в должностную инструкцию знакомятся все работники, на которых распространяется действие этой инструкции, и ставят свою подпись.

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «__» _______ 20__ г.

(подпись)

Кнопка «Наверх»