Должностная инструкция тренера-преподавателя (деятельность по физическому воспитанию дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов)

УТВЕРЖДАЮ:

_______________________________

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Тренера-преподавателя (деятельность по физическому воспитанию дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов)

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность тренера-преподавателя [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Организация).

1.2. Тренер-преподаватель назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Организации.

1.3. Тренер-преподаватель относится к категории специалистов и подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Организации.

1.4. Тренер-преподаватель отвечает за:

  • своевременное и качественное выполнение им задач по предназначению;
  • соблюдение исполнительской и трудовой дисциплины;
  • соблюдение мер безопасности труда, поддержание порядка, выполнение правил пожарной безопасности на порученном ему участке работы (рабочем месте).

1.5. На должность тренера-преподавателя назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена в области адаптивной физической культуры и спорта/среднее профессиональное образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в области адаптивной физической культуры и спорта.

1.6. Особые условия допуска тренера-преподавателя к работе:

  • прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров);
  • прохождение инструктажа по охране труда.

К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость.

1.7. В практической деятельности тренер-преподаватель должен руководствоваться:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Организации;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.8. Тренер-преподаватель должен знать:

  • методику: планирования и составы планов мероприятий (занятий) по вовлечению в двигательную деятельность и формированию интереса к занятиям физическими упражнениями с элементами состязательности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов (далее — ОВЗИ); определения индивидуального уровня двигательных возможностей дошкольников с ОВЗИ, в том числе с использованием информационно-аналитических систем;
  • методики планирования занятия по физическому воспитанию и по упрощенным моделям адаптивного спорта дошкольников с ОВЗИ для реализации задач: образовательных, воспитательных, развивающих, спортивной ориентации и отбора для занятий видом адаптивного спорта;
  • методики: проведения элементарных тренировочных мероприятий с дошкольниками с ОВЗИ по виду адаптивного спорта на спортивно-оздоровительном этапе подготовки, в том числе в инклюзивной форме; организации физического воспитания и двигательной активности дошкольников с ОВЗИ в домашних условиях; проведения с дошкольниками с ОВЗИ занятий по физическому воспитанию и по упрощенным моделям адаптивного спорта для дошкольников, в том числе в инклюзивной форме;
  • методы: обучения самооценке дошкольников с ОВЗИ; воспитания нравственного сознания и поведения дошкольника с ОВЗИ; обучения дошкольников с ОЗВИ навыкам распределения ролей, обмена жестами и мимикой для передачи собственных эмоций и чувств; контроля интенсивности физической нагрузки дошкольников с ОВЗИ;
  • основы: биомеханики двигательной деятельности; спортивной биохимии; анатомии и физиологии человека; теории адаптации организма ребенка к физическим нагрузкам; теории и организации адаптивной физической культуры; коррекционной педагогики и педагогики физической культуры, включая теорию воспитания личности и общечеловеческих норм нравственности; метрологии и теории измерения в адаптивной физической культуре;
  • основные группы дошкольников с ОВЗИ и нормативы, включенные во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • содержание и методы комплексного контроля уровня развития физических качеств и функциональной подготовленности дошкольников с ОВЗИ и способы их учета на спортивно-оздоровительном этапе подготовки по виду адаптивного спорта;
  • систему показателей оценки способностей дошкольников с ОВЗИ для их спортивной ориентации и отбора для вида адаптивного спорта;
  • средства и методы обучения, воспитания и развития дошкольников с ОВЗИ: упражнения на развитие крупной и мелкой моторики, общеразвивающие упражнения, игры, эстафеты, креативные (художественно-музыкальные) виды адаптивной физической культуры (психогимнастика, двигательная пластика), специализированный инвентарь;
  • технологии: обучения дошкольников с ОВЗИ коммуникативным навыкам, в том числе навыкам коммуникации со здоровыми сверстниками; физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре; адаптивной физической культуры с использованием тренажера Гросса для детей; педагогической гидрореабилитации детей; занятий с тренажерами, управляющими суставными движениями человека;
  • требования, правила, регламенты, допуски при работе с информационными, аналитическими познавательными, развлекательными системами в области физической культуры при проведении мероприятий с дошкольниками с ОВЗИ и порядок их применения;
  • требования: пожаробезопасности; охраны труда;
  • теорию и организацию адаптивной физической культуры;
  • биомеханические и гигиенические основы адаптивной физической культуры;
  • базовые виды физкультурно-спортивной деятельности для дошкольников с ОВЗИ;
  • частные методики адаптивной физической культуры для занятий с дошкольниками с ОВЗИ;
  • компоненты и технологии формирования безопасной искусственно управляемой развивающей среды дошкольника с ОВЗИ;
  • закономерности возрастного развития различных систем организма дошкольника с ОВЗИ;
  • назначение и методы использования инвентаря и оборудования для мероприятий (занятий) с дошкольниками с ОВЗИ;
  • назначение и порядок использования контрольно-измерительных приборов, электронных и технических устройств для проведения мероприятий (занятий) по физическому воспитанию дошкольников с ОВЗИ;
  • медицинские основы адаптивной физической культуры;
  • формы, средства и методы адаптивной физической культуры для обучения, воспитания и развития дошкольников с ОВЗИ;
  • формы и методы воспитания волевых качеств (дисциплины, целеустремленности, самообладания) у дошкольников с ОВЗИ;
  • формы и методы развития мотивации дошкольников с ОВЗИ;
  • оптимальный двигательный режим и оптимальный уровень двигательной активности дошкольников с ОВЗИ в различные возрастные периоды развития;
  • правила: техники безопасности при проведении мероприятий (занятий) с дошкольниками с ОВЗИ; составления отчетной документации о проведении мероприятий (занятий) по физическому воспитанию дошкольников с ОВЗИ;
  • параметры и характеристики инвентаря и оборудования, в том числе технических средств и тренажеров, используемых для мероприятий (занятий) с дошкольниками с ОВЗИ;
  • периодизацию и детерминанты развития личности ребенка возраста до 7 лет;
  • психофизиологические особенности дошкольников с ОВЗИ.

1.9. Тренер-преподаватель должен уметь:

  • разрабатывать: образовательную программу физического воспитания, рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы с дошкольниками с ОЗВИ; предложения по корректировке образовательных программ, рабочих программ воспитания, календарного плана воспитательной работы и плана мероприятий (занятий) по физическому воспитанию дошкольников с ОВЗИ для достижения плановых показателей;
  • регламентировать объем и интенсивность нагрузки с учетом возрастных и психофизиологических особенностей дошкольников с ОВЗИ;
  • разъяснять законным представителям дошкольников с ОВЗИ вопросы организации физического воспитания, различных форм двигательной активности в домашних условиях;
  • выявлять причины несоответствия плановым фактических показателей развития основных физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитания волевых качеств, уровня физической подготовленности дошкольников с ОВЗИ;
  • выявлять у дошкольников с ОВЗИ предрасположенности к различным видам физической активности на основе их психофизиологических особенностей и уровня двигательных возможностей;
  • вести отчетную документацию о выполнении плановых мероприятий (занятий) по физическому воспитанию дошкольников с ОВЗИ, в том числе с применением информационных систем, используемых в области физической культуры и спорта;
  • определять: состояние утомления дошкольников с ОВЗИ по внешним признакам его проявления; индивидуальный уровень двигательных возможностей дошкольников с ОВЗИ на основе системы показателей, в том числе с использованием информационно-аналитических систем;
  • оценивать: основные физические качества, двигательные умения и навыки, уровень физической подготовленности дошкольников с ОВЗИ; достижение плановых показателей развития основных физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитания волевых качеств, уровня физической подготовленности дошкольников с ОВЗИ; исправность инвентаря и оборудования, включая технические средства и тренажеры, во время мероприятий (занятий) по физическому воспитанию дошкольников с ОВЗИ;
  • обучать дошкольников с ОВЗИ: коммуникативным навыкам, в том числе навыкам коммуникации со здоровыми сверстниками, в процессе игровой деятельности с элементами состязательности; навыкам распределения ролей, учить обмениваться жестами и мимикой для передачи собственных эмоций и чувств; соблюдению правил и порядков игры; навыкам безопасного поведения на занятиях по физическому воспитанию;
  • ставить и решать адекватные возрастным и психофизиологическим особенностям задачи физического воспитания и подготовки по упрощенным моделям адаптивного спорта дошкольников с ОВЗИ: обучения, воспитания, физического развития, спортивной ориентации и отбора для занятий видом адаптивного спорта;
  • создавать безопасную искусственно управляемую развивающую среду для целостного и гармонического физического и личностного развития дошкольника с ОВЗИ;
  • демонстрировать и разъяснять исполнение двигательного действия и простейшие технико-тактические действия в виде адаптивного спорта;
  • контролировать соблюдение оптимального двигательного режима (учитывать индивидуально-возрастные особенности ребенка, разрабатывать комплексы физической активности, включающие как упражнения, так и отдых и дополнительные виды деятельности, условия протекания физических упражнений) и оптимального уровня двигательной активности дошкольника с ОВЗИ (наполнения физическими упражнениями той интенсивности, которая является посильной) при проведении мероприятий (занятий);
  • формировать и поддерживать позитивный эмоциональный настрой от физической активности у дошкольника с ОВЗИ;
  • формировать у дошкольников с ОВЗИ мотивацию к занятиям с использованием средств и методов адаптивной физической культуры и адаптивной двигательной рекреации;
  • формировать: полную ориентировочную основу действия с использованием логически обоснованного разделения сложного действия на простые элементы и определения основных опорных точек при обучении двигательным умениям и навыкам; комплекс средств и методов обучения, воспитания и развития дошкольников с ОВЗИ на основе учета сенситивных периодов развития физических качеств, психофизиологических и возрастных потребностей дошкольников с ОВЗИ;
  • проводить: анализ выполнения образовательных программ, рабочих программ воспитания, календарного плана воспитательной работы и плана мероприятий (занятий) с дошкольниками с ОВЗИ; мероприятия (занятия) с дошкольниками с ОВЗИ в доступной форме, включая инклюзивную;
  • планировать занятия с дошкольниками с ОВЗИ, в том числе в инклюзивной форме, с учетом их психофизиологических особенностей и сформированности их двигательных умений и навыков;
  • подбирать предметные действия для сюжетно-ролевых игр с включением предметных действий, специальный инвентарь, оборудование и тренажеры с учетом индивидуальных особенностей дошкольников с ОВЗИ;
  • подбирать доступные для дошкольников с ОВЗИ средства и методы обучения, воспитания и развития: упражнения на развитие крупной и мелкой моторики, общеразвивающие упражнения, игры, эстафеты, креативные (художественно-музыкальные) виды адаптивной физической культуры (психогимнастика, двигательная пластика), специализированный инвентарь;
  • применять: систему показателей оценки способностей дошкольников с ОВЗИ для их спортивной ориентации и отбора для вида адаптивного спорта; методы формирования нравственного сознания и поведения дошкольника с ОВЗИ; соответствующие возрастным, психофизиологическим особенностям дошкольников с ОВЗИ методы поощрения и наказания;
  • составлять план: мероприятий (занятий) по вовлечению в двигательную деятельность и формированию интереса к занятиям физическими упражнениями с элементами состязательности дошкольников с ОВЗИ; занятия по физическому воспитанию и по упрощенным моделям адаптивного спорта дошкольников с ОВЗИ для реализации задач: образовательных, воспитательных, развивающих, спортивной ориентации и отбора для занятий видом адаптивного спорта;
  • создавать искусственные условия, моделирующие столкновение ребенка с неопределенностью, непредсказуемостью или потенциальной опасностью внешней среды, оказывать физическую помощь и осуществлять страховку дошкольника с ОВЗИ;
  • использовать: соответствующие возрастному и психофизиологическому развитию дошкольника с ОВЗИ методики воспитания волевых качеств (целеустремленности, самообладания); соответствующие психофизиологическому развитию ребенка в возрасте до 7 лет средства и методы адаптивной физической культуры для планирования мероприятий (занятий); инвентарь и оборудование, включая технические средства и тренажеры, для мероприятий (занятий) по физическому воспитанию дошкольников с ОВЗИ; педагогические технологии дошкольного воспитания и обучения при проведении мероприятий (занятий) с дошкольниками с ОВЗИ; информационные, аналитические системы для планирования мероприятий (занятий) по физическому воспитанию дошкольников с ОВЗИ; нормативы тестирования испытаний Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» для дошкольников с ОВЗИ при планировании мероприятий (занятий); информационные, познавательные, развлекательные системы, электронные и технические устройства при проведении занятий по физическому воспитанию дошкольников с ОВЗИ; сенсорные критерии очевидности и методы позитивного закрепления наглядных достигнутых результатов занятий при обучении навыкам самооценки.

1.10. В период временного отсутствия тренера-преподавателя (отпуск, болезнь), его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Тренер-преподаватель в процессе физического воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов, выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Разработку плана мероприятий (занятий) по физическому воспитанию дошкольников с ОВЗИ, в том числе:

  • планирование мероприятий (занятий) по вовлечению в двигательную деятельность и формированию интереса к занятиям физическими упражнениями с элементами состязательности (игры, эстафеты) у дошкольников с ОВЗИ с учетом закономерностей возрастного развития различных систем организма, двигательных возможностей и потребностей дошкольников с ОВЗИ;
  • разработку образовательной программы физического воспитания, рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы с дошкольниками с ОЗВИ;
  • разработку плана занятия по физическому воспитанию и по упрощенным моделям адаптивного спорта дошкольников с ОВЗИ, в том числе в инклюзивной форме;
  • формирование безопасной искусственно управляемой развивающей среды, в том числе подбор предметных действий для сюжетно-ролевых игр с включением предметных действий с учетом психофизиологических особенностей и возрастных потребностей дошкольников с ОВЗИ;
  • подбор комплекса средств и методов проведения мероприятий (занятий) с учетом сенситивных периодов развития психофизиологических особенностей и физических качеств, возрастных потребностей дошкольников с ОВЗИ (упражнения на развитие крупной и мелкой моторики, общеразвивающие упражнения, игры, эстафеты, креативные (художественно-музыкальные) виды адаптивной физической культуры (психогимнастика, двигательная пластика), специализированный инвентарь);
  • регламентацию направленности, характера и длительности физической нагрузки с учетом возрастных и психофизиологических особенностей дошкольников с ОВЗИ;
  • использование информационных, аналитических систем при планировании мероприятий (занятий) по физическому воспитанию дошкольников с ОВЗИ.

2.2. Проведение мероприятий (занятий) по физическому воспитанию дошкольников с ОВЗИ, в том числе:

  • осмотр и проверку состояния инвентаря и оборудования перед проведением мероприятий (занятий) по физическому воспитанию дошкольников с ОВЗИ;
  • проведение мероприятий (занятий) по физическому воспитанию и по упрощенным моделям адаптивного спорта дошкольников с ОВЗИ с решением образовательных, воспитательных, развивающих задач, задач спортивной ориентации и отбора для занятий видом адаптивного спорта;
  • воспитание у дошкольников с ОВЗИ волевых качеств (самообладания, целеустремленности), формирование навыков безопасного поведения на мероприятиях (занятиях);
  • формирование и развитие осознанных двигательных навыков у дошкольников с ОВЗИ, включая моделирование условий столкновения дошкольника с неопределенностью, непредсказуемостью или потенциальной опасностью внешней среды под контролем тренера-преподавателя по адаптивной физической культуре;
  • обучение дошкольников с ОВЗИ коммуникативным навыкам: работе в паре, группе, коллективе с распределением ролей и функций, в том числе со здоровыми сверстниками;
  • проведение занятий по обучению дошкольников с ОВЗИ двигательным действиям с использованием логически обоснованного разделения сложного действия на простые элементы с демонстрацией исполнения и разъяснением;
  • управление объемом и интенсивностью физической нагрузки дошкольника с ОВЗИ на основе контроля заданных границ параметров физической нагрузки;
  • формирование мотивации к физкультурно-спортивным занятиям у дошкольников с ОВЗИ на основе проявления и закрепления у них положительных эмоций от мероприятий (занятий);
  • обучение дошкольника с ОВЗИ навыкам самооценки с использованием сенсорных критериев очевидности, методов позитивного закрепления наглядных достигнутых результатов занятий;
  • использование информационных, познавательных, развлекательных систем, электронных и технических устройств при проведении мероприятий (занятий) по физическому воспитанию дошкольников с ОВЗИ.

2.3. Контроль результатов деятельности по проведению мероприятий (занятий) по физическому воспитанию дошкольников с ОВЗИ и коррекцию программ и планов мероприятий (занятий), в том числе:

  • анализ результатов достижения плановых показателей развития основных физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитания волевых качеств, уровня функциональной подготовленности дошкольников с ОВЗИ;
  • оценку достижения плановых показателей мероприятий (занятий) по физическому воспитанию дошкольников с ОВЗИ и определение причин их невыполнения;
  • внесение корректировок в образовательные программы, рабочие программы воспитания, календарный план воспитательной работы и план мероприятий (занятий) с дошкольниками с ОВЗИ;
  • составление отчетной документации о проведении мероприятий (занятий) по физическому воспитанию дошкольников с ОВЗИ, в том числе с применением информационных систем в сфере физической культуры и спорта;
  • консультирование законных представителей дошкольников с ОВЗИ по вопросам физического воспитания и двигательной активности дошкольников в домашних условиях, по организации инклюзивных занятий.

В случае служебной необходимости тренер-преподаватель может привлекаться к выполнению обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.

3. Права

Тренер-преподаватель имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. Получать необходимую для выполнения функциональных обязанностей информацию о деятельности организации от всех подразделений напрямую или через непосредственного руководителя.

3.3. Взаимодействовать с другими подразделениями организации по производственным и другим вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

3.4. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы организации.

3.5. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности и деятельности подчиненных ему работников.

3.6. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.

3.7. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения должностных обязанностей.

3.9. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Тренер-преподаватель несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы тренера-преподавателя осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы тренера-преподавателя является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы тренера-преподавателя определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Организации.

5.2. В связи с производственной необходимостью тренер-преподаватель обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

6. Порядок пересмотра должностной инструкции

6.1. Должностная инструкция пересматривается, изменяется и дополняется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.

6.2. С приказом о внесении изменений (дополнений) в должностную инструкцию знакомятся все работники, на которых распространяется действие этой инструкции, и ставят свою подпись.

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «__» _______ 20__ г.

(подпись)

Кнопка «Наверх»