Должностная инструкция капитана-механика (обеспечение безопасности плавания и транспортной безопасности)

УТВЕРЖДАЮ:

_______________________________

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Капитана-механика (обеспечение безопасности плавания и транспортной безопасности)

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность капитана-механика [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Компания).

1.2. Капитан-механик назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Капитан-механик относится к категории специалистов и подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

1.4. На должность капитана-механика назначается лицо, имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование по специальности «Судовождение», специализации (профессиональному модулю) «Судовождение с правом эксплуатации судовой двигательной установки» и подготовку на курсах повышения квалификации один раз в пять лет.

1.5. Требования к опыту практической работы капитана-механика: в соответствии с положениями о дипломировании членов экипажей судов.

1.6. Особые условия допуска капитана-механика к работе:

  • возраст не менее 18 лет;
  • прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие диплома, установленного положениями о дипломировании членов экипажей;
  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировка на рабочем месте и проверка знаний требований охраны труда.

1.7. Капитан-механик должен знать:

  • основные понятия и определения навигации и лоции;
  • назначение, классификацию и компоновку бумажных и электронных навигационных карт, судовую коллекцию карт и пособий, средства и способы получения и реализации их корректуры;
  • условные знаки для морских карт и планов и карт внутренних водных путей;
  • технику и технологию решения навигационных задач на бумажных и электронных картах;
  • требования к выбору маршрута, планированию и предварительной проработке маршрута рейса;
  • технологию графического счисления на бумажных и электронных картах с учетом маневренных и габаритных характеристик судна, поправок приборов и влияния внешних факторов на путь судна с оценкой точности;
  • способы определения местоположения судна визуальными способами и при помощи радиотехнических средств с оценкой точности;
  • мероприятия по обеспечению безопасности судна при плавании в особых условиях: в ограниченной видимости, на мелководье, в узкостях, в штормовых условиях, во льдах, в зонах действия систем разделения движения — с учетом влияния на судно внешних факторов;
  • средства и виды навигационной обстановки;
  • навигационные руководства и пособия для плавания;
  • международные правила предупреждения столкновения судов в море;
  • нормативные правовые акты, регулирующие судоходство на морских, внутренних водных путях и в прибрежном плавании;
  • физические процессы в атмосфере, влияние гидрометеоусловий на судно, устройство судовых гидрометеорологических приборов, систему информирования о гидрометеорологической обстановке;
  • технологию учета приливо-отливных и сгонно-нагонных явлений в судовождении;
  • руководства для плавания в сложных условиях;
  • организацию штурманской службы на судах;
  • основы автоматизации управления движением судна;
  • систему управления рулевым приводом, процедуры перехода с ручного на автоматическое управление рулем и обратно;
  • систему дистанционного управления судовой двигательной установкой;
  • маневренные характеристики судна;
  • влияние работы движителей, водоизмещения, осадки, дифферента, скорости и запаса воды под килем на управляемость судна;
  • маневрирование при съемке и постановке судна на якорь, к плавучим объектам, швартовные операции;
  • способы маневрирования для предотвращения ситуации чрезмерного сближения;
  • условия плавания при особых обстоятельствах: в ограниченной видимости, на мелководье, в узкостях, в штормовых условиях, во льдах, буксировке судов, в зонах действия систем разделения движения — с учетом влияния на судно внешних факторов;
  • порядок контроля судов в портах;
  • роль человеческого фактора в эффективном управлении судном;
  • ответственность за аварии, предусмотренную законодательством Российской Федерации;
  • основы теории двигателей внутреннего сгорания, паровых котлов, систем автоматического регулирования и управления;
  • устройство элементов судовой энергетической установки, механизмов, систем;
  • устройство и принцип действия судовых дизелей;
  • назначение, конструкцию судовых вспомогательных механизмов, систем и устройств;
  • эксплуатационные характеристики судовой силовой установки, оборудования и систем, возможные причины неисправностей;
  • типичные неисправности судовых энергетических установок;
  • меры безопасности при эксплуатации судовой энергетической установки;
  • обязанности по эксплуатации судовой энергетической установки и электрооборудования;
  • устройство и принцип действия электрических машин, трансформаторов, усилителей, выключателей, электроприводов, распределительных систем, сетей, щитов, электростанций, аппаратов контроля нагрузки и сигнализации;
  • системы автоматического регулирования работы судовых энергетических установок;
  • основы теории, устройство, правила эксплуатации судового электрооборудования, электрических машин и аккумуляторов, полупроводниковых преобразователей и приборов, электроизмерительных приборов систем контроля сопротивления изоляции и защитных заземлений, аппаратуры управления судном, сигнализации и связи;
  • устройство и схемы распределения электроэнергии, принципы регулирования, контроля, защиты и автоматизации судовых электроэнергетических систем;
  • требования надзорных органов в отношении эксплуатации судового электрооборудования;
  • основные положения руководящих документов по использованию электротехнических средств судов в повседневной деятельности и по всем видам тревог;
  • основы устройства судовых электроприводов и систем управления ими, электромеханические свойства электродвигателей постоянного и переменного тока;
  • правила эксплуатации судовых электроприводов и систем управления ими;
  • основы теории, устройство и правила эксплуатации автоматизированных гребных электроустановок;
  • основы теории, устройство, правила эксплуатации систем автоматики, микроэлектронных и микропроцессорных систем автоматики, систем дистанционного управления тепло- и электроэнергетическими установками, элементами систем централизованного автоматического контроля;
  • классификацию судовых электроэнергетических установок, механизмов и систем как объектов управления, устройство, принципы работы, особенности и правила эксплуатации;
  • физические и теоретические основы, принципы действия, характерные ограничения и технико-эксплуатационные характеристики радиоэлектронных и технических приборов и систем судовождения и связи: магнитного компаса, гироскопического компаса, спутникового компаса, гироазимута, гиротахометра, лага, эхолота, авторулевого и судового радиолокатора, приемников наземных и космических радионавигационных систем, систем автоматизированной радиолокационной прокладки, автоматической идентификационной системы, аварийных радиобуев, аппаратуры ГМССБ, систем интегрированного ходового мостика;
  • правила эксплуатации радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • способы интерпретации и обработки информации радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • приемы расшифровки и анализа информации, получаемой от радиолокатора, включая факторы, влияющие на работу и точность, включение и работу с блоком индикатора, обнаружение неправильных показаний, ложных сигналов, засветки от воды, радиолокационных маяков-ответчиков;
  • методику решения навигационных задач судовождения с использованием информации от радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • периодичность и способы контроля исправности и точности работы радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • правила технической эксплуатации регуляторов и систем автоматического регулирования радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • технологию определения поправок технических систем судовождения;
  • правила технического обслуживания радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • уставные требования к общей судовой организации;
  • уставные требования к организации вахтенной службы;
  • уставные требования к организации пассажирской службы;
  • уставные требования к организации службы быта;
  • уставные требования к дисциплине членов экипажа;
  • требования правил охраны труда на судах;
  • санитарные правила содержания судна;
  • санитарные условия труда экипажа;
  • трудовое законодательство Российской Федерации;
  • положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей судов внутреннего плавания, портового и служебно-вспомогательного флота.

1.8. Капитан-механик должен уметь:

  • читать навигационные карты, производить корректуру карт, лоций и других навигационных пособий для плавания;
  • производить расчеты предстоящего рейса и предварительную прокладку по маршруту перехода;
  • вести графическое счисление на бумажных и электронных картах с учетом поправок компасов и лага, радиуса циркуляции, а также дрейфа судна от ветра, сноса судна течением, совместного действия ветра и течения;
  • определять место судна визуальными способами и с помощью радиотехнических средств, в том числе с использованием спутниковых навигационных систем;
  • использовать технику радиолокационной прокладки и концепции относительного и истинного движений, параллельную индексацию;
  • рассчитывать элементы приливов с помощью таблиц приливов и решать связанные с этими элементами навигационные задачи судовождения;
  • пользоваться судовыми гидрометеорологическими приборами, использовать гидрометеоинформацию для обеспечения безопасности плавания;
  • использовать стандартные компьютерные программы, предназначенные для решения задач судовождения;
  • применять правила несения ходовой и стояночной вахты;
  • управлять судном, в том числе при выполнении аварийно-спасательных операций;
  • маневрировать для расхождения и для спасания человека за бортом;
  • эксплуатировать систему дистанционного управления судовой двигательной установкой;
  • эксплуатировать рулевое устройство, переходить с ручного на автоматическое управление рулем и обратно;
  • контролировать выполнение установленных норм и правил по поддержанию судна в мореходном состоянии;
  • вести надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой, опознавать ориентиры, огни, знаки, оптические и звуковые сигналы днем и ночью;
  • передавать и принимать информацию, в том числе с использованием средств зрительной связи;
  • выполнять маневры для расхождения с другими судами, а также при спасании человека за бортом, постановке на якорь и швартовке;
  • управлять судном на мелководье и в узкости, в штормовых условиях, во льдах, в условиях ограниченной видимости, при шлюзовании, в зонах действия систем разделения движения — с учетом влияния ветра и течения;
  • выполнять процедуры постановки и съемки с якоря, швартовки судна к причалу, к судну на якоре, подхода к судну на ходу;
  • подготавливать и предъявлять судно к проверке;
  • контролировать безопасность и надежность работы силовой установки при несении навигационной ходовой вахты в различных условиях плавания;
  • эксплуатировать главные и вспомогательные механизмы судна и их системы управления;
  • эксплуатировать насосы и их системы управления;
  • вести квалифицированное наблюдение за механическим оборудованием и системами, сочетая рекомендации изготовителя и принятые принципы эксплуатации судовой энергетической установки;
  • эксплуатировать электрические преобразователи, генераторы и их системы управления;
  • осуществлять эксплуатацию судовых электроприводов и систем управления ими;
  • осуществлять техническую эксплуатацию энергетического оборудования, вспомогательных механизмов и систем судна;
  • эксплуатировать радиоэлектронные и технические системы судовождения и связи;
  • интерпретировать и обрабатывать информацию радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • расшифровывать и анализировать информацию, получаемую от радиолокатора, включая факторы, влияющие на работу и точность, включение и работу с блоком индикатора, обнаружение неправильных показаний, ложных сигналов, засветки от воды, радиолокационных маяков-ответчиков;
  • использовать радиолокационные станции, средства автоматизированной радиолокационной прокладки, автоматические идентификационные системы для обеспечения безопасности плавания с учетом факторов и ограничений, влияющих на их работу, определять элементы движения целей, обнаруживать изменение курса и скорости других судов, прогнозировать маневр собственного судна для безопасного расхождения с другими судами;
  • вешать навигационные задачи судовождения с использованием информации от радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • контролировать исправность и точность работы радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • эксплуатировать и обслуживать регуляторы систем автоматического регулирования радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • определять поправки технических систем судовождения;
  • эксплуатировать и обслуживать радиоэлектронные и технические системы судовождения и связи;
  • осваивать новые типы судовой навигационной аппаратуры;
  • внедрять общую судовую организацию и контролировать ее соблюдение;
  • пользоваться положениями нормативных документов в вопросах взаимоотношений между руководителями и другими членами экипажа;
  • организовывать вахтенную службу и контролировать ее несение;
  • организовывать пассажирскую службу и контроль над ней;
  • организовывать службу быта и контроль над ней;
  • контролировать соблюдение уставных требований к дисциплине всеми членами экипажа;
  • контролировать соблюдение требований охраны труда на судах;
  • применять требования санитарных правил содержания судна;
  • применять требования санитарии условий труда экипажа.

1.9. Капитан-механик в своей деятельности руководствуется:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Компании;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.10. В период временного отсутствия капитана-механика (отпуск, болезнь), его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Капитан-механик в ходе управления судном и эксплуатации судовых систем выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Подготовку судна к рейсу и осуществление перехода в пункт назначения , в том числе:

  • предварительную проработку и планирование рейса судна с учетом гидрометеорологических условий района плавания, требований руководств для плавания и навигационных пособий;
  • ведение графического счисления на бумажных и электронных картах с учетом маневренных и габаритных характеристик судна, поправок приборов и влияния внешних факторов на путь судна;
  • определение места судна визуальными способами, а также с использованием радионавигационных приборов и систем;
  • обеспечение навигационной безопасности плавания, в том числе с использованием средств радиолокационной прокладки, включая параллельную индексацию.

2.2. Управление и маневрирование судном, в том числе:

  • несение ходовой и стояночной вахты;
  • управление судном, в том числе при выполнении аварийно-спасательных операций;
  • выполнение маневра для расхождения с другими судами при спасании человека за бортом;
  • управление судовой двигательной установкой при помощи системы дистанционного управления;
  • управление курсом судна при помощи рулевого устройства, переход с ручного на автоматическое управление рулем и обратно;
  • наблюдение за судном и окружающей обстановкой, опознавание ориентиров днем и ночью, оптических и звуковых сигналов;
  • управление судном при шлюзовании, в особых условиях: в ограниченной видимости, на мелководье, в узкостях, в штормовых условиях, во льдах, в зонах действия систем разделения движения — с учетом влияния на судно внешних факторов;
  • выполнение первичных действий при столкновении, посадке на мель, для поддержания водонепроницаемости, в случае частичной потери плавучести;
  • прием и передачу информации, в том числе с использованием средств зрительной связи;
  • прием и передачу информации, обеспечивающей безопасность мореплавания и коммерческую деятельность судна, в условиях нормального распространения радиоволн и в условиях типичных помех при помощи оборудования глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ);
  • действия при передаче или получении сигналов бедствия, срочности или безопасности;
  • постановку и съемку судна с якоря;
  • швартовные операции;
  • буксировку судов и плавучих объектов;
  • подготовку и предъявление судна к проверкам.

2.3. Эксплуатацию судовых двигательных установок, устройств и систем, в том числе:

  • эксплуатацию главных и вспомогательных двигателей;
  • эксплуатацию судовых насосов и вспомогательного оборудования;
  • обеспечение контроля и нормирования эксплуатационных показателей.

2.4. Эксплуатацию судового электрооборудования и средств автоматики, в том числе:

  • эксплуатацию судовой автоматики;
  • эксплуатацию элементов электроэнергетических систем и технических средств судна;
  • эксплуатацию судового электрооборудования.

2.5. Эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем связи, в том числе:

  • навигационную эксплуатацию радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • интерпретацию и обработку информации, отображаемой радиоэлектронными и техническими системами судовождения и связи;
  • расшифровку и анализ информации радиолокационной станции, включая факторы, влияющие на точность;
  • обнаружение неправильных показаний радиолокационной станции, ложных сигналов, засветки от воды;
  • обнаружение на экране радиолокационной станции радиолокационных маяков-ответчиков и их идентификацию;
  • использование радиолокационных станций для обеспечения безопасного плавания судна;
  • использование средств автоматизированной радиолокационной прокладки для обеспечения безопасного расхождения с другими судами;
  • применение автоматической идентификационной системы для обеспечения безопасности плавания с учетом факторов и ограничений, влияющих на ее работу;
  • решение навигационных задач судовождения с использованием информации от радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • контроль исправности и точности работы радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • техническую эксплуатацию регуляторов и систем автоматического регулирования радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • определение поправок технических систем судовождения;
  • техническое обслуживание радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи.

2.6. Организацию службы на судне, соблюдения требований охраны труда и производственной санитарии, в том числе:

  • внедрение общей судовой организации и контроль над ее соблюдением;
  • организацию вахтенной службы и контроль над ее несением;
  • организацию пассажирской службы и контроль над ней;
  • организацию службы быта и контроль над ней;
  • обеспечение соблюдения уставных требований к дисциплине всеми членами экипажа;
  • организацию соблюдения требований охраны труда на судах;
  • организацию выполнения на судне требований санитарных правил содержания судна.

В случае служебной необходимости Капитан-механик может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.

3. Права

Капитан-механик имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. На бесплатную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам.

3.4. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.5. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы.

3.6. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.

3.7. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Капитан-механик несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы капитана-механика осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы капитана-механика является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы капитана-механика определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью капитан-механик обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения)

С инструкцией ознакомлен ______/____________/ «__» _______ 20__ г.

(подпись)

Кнопка «Наверх»