Должностная инструкция помощника капитана-механика (обеспечение безопасности плавания и транспортной безопасности)
УТВЕРЖДАЮ:
_______________________________
[Наименование должности]
_______________________________
_______________________________
[Наименование организации]
_______________________________
_______________________/[Ф.И.О.]/
«______» _______________ 20___ г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Помощника капитана-механика (обеспечение безопасности плавания и транспортной безопасности)
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность помощника капитана-механика [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Компания).
1.2. Помощник капитана-механика назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.
1.3. Помощник капитана-механика относится к категории специалистов и подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.
1.4. На должность помощника капитана-механика назначается лицо, имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование по специальности «Судовождение», специализации (профессиональному модулю) «Судовождение с правом эксплуатации судовой двигательной установки» и подготовку на курсах повышения квалификации один раз в пять лет.
1.5. Требования к опыту практической работы помощника капитана-механика: в соответствии с положениями о дипломировании членов экипажей судов.
1.6. Особые условия допуска помощника капитана-механика к работе:
- возраст не менее 18 лет;
- прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- наличие диплома, установленного положениями о дипломировании членов экипажей;
- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировка на рабочем месте и проверка знаний требований охраны труда.
1.7. Помощник капитана-механика должен знать:
- основные понятия и определения навигации и лоции;
- назначение, классификацию и компоновку бумажных и электронных навигационных карт, судовую коллекцию карт и пособий, средства и способы получения и реализации их корректуры;
- условные знаки для морских карт и планов и карт внутренних водных путей;
- технику и технологию решения навигационных задач на бумажных и электронных картах;
- требования к выбору маршрута, планированию и предварительной проработке маршрута рейса;
- технологию графического счисления на бумажных и электронных картах с учетом маневренных и габаритных характеристик судна, поправок приборов и влияния внешних факторов на путь судна с оценкой точности;
- способы определения местоположения судна визуальными способами и при помощи радиотехнических средств с оценкой точности;
- мероприятия по обеспечению безопасности судна при плавании в особых условиях: в ограниченной видимости, на мелководье, в узкостях, в штормовых условиях, во льдах, в зонах действия систем разделения движения — с учетом влияния на судно внешних факторов;
- средства и виды навигационной обстановки;
- навигационные руководства и пособия для плавания;
- международные правила предупреждения столкновения судов в море;
- нормативные правовые акты, регулирующие судоходство на морских, внутренних водных путях и в прибрежном плавании;
- физические процессы в атмосфере, влияние гидрометеоусловий на судно, устройство судовых гидрометеорологических приборов, систему информирования о гидрометеорологической обстановке;
- технологию учета приливо-отливных и сгонно-нагонных явлений в судовождении;
- руководства для плавания в сложных условиях;
- организацию штурманской службы на судах;
- основы автоматизации управления движением судна;
- систему управления рулевым приводом, процедуры перехода с ручного на автоматическое управление рулем и обратно;
- систему дистанционного управления судовой двигательной установкой;
- маневренные характеристики судна;
- влияние работы движителей, водоизмещения, осадки, дифферента, скорости и запаса воды под килем на управляемость судна;
- маневрирование при съемке и постановке судна на якорь, к плавучим объектам, швартовные операции;
- способы маневрирования для предотвращения ситуации чрезмерного сближения;
- условия плавания при особых обстоятельствах: в ограниченной видимости, на мелководье, в узкостях, в штормовых условиях, во льдах, буксировке судов, в зонах действия систем разделения движения — с учетом влияния на судно внешних факторов;
- порядок контроля судов в портах;
- роль человеческого фактора в эффективном управлении судном;
- ответственность за аварии, предусмотренную законодательством Российской Федерации;
- основы теории двигателей внутреннего сгорания, паровых котлов, систем автоматического регулирования и управления;
- устройство элементов судовой энергетической установки, механизмов, систем;
- устройство и принцип действия судовых дизелей;
- назначение, конструкцию судовых вспомогательных механизмов, систем и устройств;
- эксплуатационные характеристики судовой силовой установки, оборудования и систем, возможные причины неисправностей;
- типичные неисправности судовых энергетических установок;
- меры безопасности при эксплуатации судовой энергетической установки;
- обязанности по эксплуатации судовой энергетической установки и электрооборудования;
- устройство и принцип действия электрических машин, трансформаторов, усилителей, выключателей, электроприводов, распределительных систем, сетей, щитов, электростанций, аппаратов контроля нагрузки и сигнализации;
- системы автоматического регулирования работы судовых энергетических установок;
- основы теории, устройство, правила эксплуатации судового электрооборудования, электрических машин и аккумуляторов, полупроводниковых преобразователей и приборов, электроизмерительных приборов систем контроля сопротивления изоляции и защитных заземлений, аппаратуры управления судном, сигнализации и связи;
- устройство и схемы распределения электроэнергии, принципы регулирования, контроля, защиты и автоматизации судовых электроэнергетических систем;
- требования надзорных органов в отношении эксплуатации судового электрооборудования;
- основные положения руководящих документов по использованию электротехнических средств судов в повседневной деятельности и по всем видам тревог;
- основы устройства судовых электроприводов и систем управления ими, электромеханические свойства электродвигателей постоянного и переменного тока;
- правила эксплуатации судовых электроприводов и систем управления ими;
- основы теории, устройство и правила эксплуатации автоматизированных гребных электроустановок;
- основы теории, устройство, правила эксплуатации систем автоматики, микроэлектронных и микропроцессорных систем автоматики, систем дистанционного управления тепло- и электроэнергетическими установками, элементами систем централизованного автоматического контроля;
- классификацию судовых электроэнергетических установок, механизмов и систем как объектов управления, устройство, принципы работы, особенности и правила эксплуатации;
- физические и теоретические основы, принципы действия, характерные ограничения и технико-эксплуатационные характеристики радиоэлектронных и технических приборов и систем судовождения и связи: магнитного компаса, гироскопического компаса, спутникового компаса, гироазимута, гиротахометра, лага, эхолота, авторулевого и судового радиолокатора, приемников наземных и космических радионавигационных систем, систем автоматизированной радиолокационной прокладки, автоматической идентификационной системы, аварийных радиобуев, аппаратуры ГМССБ, систем интегрированного ходового мостика;
- правила эксплуатации радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- способы интерпретации и обработки информации радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- приемы расшифровки и анализа информации, получаемой от радиолокатора, включая факторы, влияющие на работу и точность, включение и работу с блоком индикатора, обнаружение неправильных показаний, ложных сигналов, засветки от воды, радиолокационных маяков-ответчиков;
- методику решения навигационных задач судовождения с использованием информации от радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- периодичность и способы контроля исправности и точности работы радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- правила технической эксплуатации регуляторов и систем автоматического регулирования радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- технологию определения поправок технических систем судовождения;
- правила технического обслуживания радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- уставные требования к общей судовой организации;
- уставные требования к организации вахтенной службы;
- уставные требования к организации пассажирской службы;
- уставные требования к организации службы быта;
- уставные требования к дисциплине членов экипажа;
- требования правил охраны труда на судах;
- санитарные правила содержания судна;
- санитарные условия труда экипажа;
- трудовое законодательство Российской Федерации;
- положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей судов внутреннего плавания, портового и служебно-вспомогательного флота.
1.8. Помощник капитана-механика должен уметь:
- читать навигационные карты, производить корректуру карт, лоций и других навигационных пособий для плавания;
- производить расчеты предстоящего рейса и предварительную прокладку по маршруту перехода;
- вести графическое счисление на бумажных и электронных картах с учетом поправок компасов и лага, радиуса циркуляции, а также дрейфа судна от ветра, сноса судна течением, совместного действия ветра и течения;
- определять место судна визуальными способами и с помощью радиотехнических средств, в том числе с использованием спутниковых навигационных систем;
- использовать технику радиолокационной прокладки и концепции относительного и истинного движений, параллельную индексацию;
- рассчитывать элементы приливов с помощью таблиц приливов и решать связанные с этими элементами навигационные задачи судовождения;
- пользоваться судовыми гидрометеорологическими приборами, использовать гидрометеоинформацию для обеспечения безопасности плавания;
- использовать стандартные компьютерные программы, предназначенные для решения задач судовождения;
- применять правила несения ходовой и стояночной вахты;
- управлять судном, в том числе при выполнении аварийно-спасательных операций;
- маневрировать для расхождения и для спасания человека за бортом;
- эксплуатировать систему дистанционного управления судовой двигательной установкой;
- эксплуатировать рулевое устройство, переходить с ручного на автоматическое управление рулем и обратно;
- контролировать выполнение установленных норм и правил по поддержанию судна в мореходном состоянии;
- вести надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой, опознавать ориентиры, огни, знаки, оптические и звуковые сигналы днем и ночью;
- передавать и принимать информацию, в том числе с использованием средств зрительной связи;
- выполнять маневры для расхождения с другими судами, а также при спасании человека за бортом, постановке на якорь и швартовке;
- управлять судном на мелководье и в узкости, в штормовых условиях, во льдах, в условиях ограниченной видимости, при шлюзовании, в зонах действия систем разделения движения — с учетом влияния ветра и течения;
- выполнять процедуры постановки и съемки с якоря, швартовки судна к причалу, к судну на якоре, подхода к судну на ходу;
- подготавливать и предъявлять судно к проверке;
- контролировать безопасность и надежность работы силовой установки при несении навигационной ходовой вахты в различных условиях плавания;
- эксплуатировать главные и вспомогательные механизмы судна и их системы управления;
- эксплуатировать насосы и их системы управления;
- вести квалифицированное наблюдение за механическим оборудованием и системами, сочетая рекомендации изготовителя и принятые принципы эксплуатации судовой энергетической установки;
- эксплуатировать электрические преобразователи, генераторы и их системы управления;
- осуществлять эксплуатацию судовых электроприводов и систем управления ими;
- осуществлять техническую эксплуатацию энергетического оборудования, вспомогательных механизмов и систем судна;
- эксплуатировать радиоэлектронные и технические системы судовождения и связи;
- интерпретировать и обрабатывать информацию радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- расшифровывать и анализировать информацию, получаемую от радиолокатора, включая факторы, влияющие на работу и точность, включение и работу с блоком индикатора, обнаружение неправильных показаний, ложных сигналов, засветки от воды, радиолокационных маяков-ответчиков;
- использовать радиолокационные станции, средства автоматизированной радиолокационной прокладки, автоматические идентификационные системы для обеспечения безопасности плавания с учетом факторов и ограничений, влияющих на их работу, определять элементы движения целей, обнаруживать изменение курса и скорости других судов, прогнозировать маневр собственного судна для безопасного расхождения с другими судами;
- вешать навигационные задачи судовождения с использованием информации от радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- контролировать исправность и точность работы радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- эксплуатировать и обслуживать регуляторы систем автоматического регулирования радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- определять поправки технических систем судовождения;
- эксплуатировать и обслуживать радиоэлектронные и технические системы судовождения и связи;
- осваивать новые типы судовой навигационной аппаратуры;
- внедрять общую судовую организацию и контролировать ее соблюдение;
- пользоваться положениями нормативных документов в вопросах взаимоотношений между руководителями и другими членами экипажа;
- организовывать вахтенную службу и контролировать ее несение;
- организовывать пассажирскую службу и контроль над ней;
- организовывать службу быта и контроль над ней;
- контролировать соблюдение уставных требований к дисциплине всеми членами экипажа;
- контролировать соблюдение требований охраны труда на судах;
- применять требования санитарных правил содержания судна;
- применять требования санитарии условий труда экипажа.
1.9. Помощник капитана-механика в своей деятельности руководствуется:
- локальными актами и организационно-распорядительными документами Компании;
- правилами внутреннего трудового распорядка;
- правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
- указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
- настоящей должностной инструкцией.
1.10. В период временного отсутствия помощника капитана-механика (отпуск, болезнь), его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].
2. Должностные обязанности
Помощник капитана-механика в ходе управления судном и эксплуатацию судовых систем выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Подготовку судна к рейсу и осуществление перехода в пункт назначения, в том числе:
- предварительную проработку и планирование рейса судна с учетом гидрометеорологических условий района плавания, требований руководств для плавания и навигационных пособий;
- ведение графического счисления на бумажных и электронных картах с учетом маневренных и габаритных характеристик судна, поправок приборов и влияния внешних факторов на путь судна;
- определение места судна визуальными способами, а также с использованием радионавигационных приборов и систем;
- обеспечение навигационной безопасности плавания, в том числе с использованием средств радиолокационной прокладки, включая параллельную индексацию.
2.2. Управление и маневрирование судном, в том числе:
- несение ходовой и стояночной вахты;
- управление судном, в том числе при выполнении аварийно-спасательных операций;
- выполнение маневра для расхождения с другими судами при спасании человека за бортом;
- управление судовой двигательной установкой при помощи системы дистанционного управления;
- управление курсом судна при помощи рулевого устройства, переход с ручного на автоматическое управление рулем и обратно;
- наблюдение за судном и окружающей обстановкой, опознавание ориентиров днем и ночью, оптических и звуковых сигналов;
- управление судном при шлюзовании, в особых условиях: в ограниченной видимости, на мелководье, в узкостях, в штормовых условиях, во льдах, в зонах действия систем разделения движения — с учетом влияния на судно внешних факторов;
- выполнение первичных действий при столкновении, посадке на мель, для поддержания водонепроницаемости, в случае частичной потери плавучести;
- прием и передачу информации, в том числе с использованием средств зрительной связи;
- прием и передачу информации, обеспечивающей безопасность мореплавания и коммерческую деятельность судна, в условиях нормального распространения радиоволн и в условиях типичных помех при помощи оборудования глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ);
- действия при передаче или получении сигналов бедствия, срочности или безопасности;
- постановку и съемку судна с якоря;
- швартовные операции;
- буксировку судов и плавучих объектов;
- подготовку и предъявление судна к проверкам.
2.3. Эксплуатацию судовых двигательных установок, устройств и систем, в том числе:
- эксплуатацию главных и вспомогательных двигателей;
- эксплуатацию судовых насосов и вспомогательного оборудования;
- обеспечение контроля и нормирования эксплуатационных показателей.
2.4. Эксплуатацию судового электрооборудования и средств автоматики, в том числе:
- эксплуатацию судовой автоматики;
- эксплуатацию элементов электроэнергетических систем и технических средств судна;
- эксплуатацию судового электрооборудования.
2.5. Эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем связи, в том числе:
- навигационную эксплуатацию радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- интерпретацию и обработку информации, отображаемой радиоэлектронными и техническими системами судовождения и связи;
- расшифровку и анализ информации радиолокационной станции, включая факторы, влияющие на точность;
- обнаружение неправильных показаний радиолокационной станции, ложных сигналов, засветки от воды;
- обнаружение на экране радиолокационной станции радиолокационных маяков-ответчиков и их идентификацию;
- использование радиолокационных станций для обеспечения безопасного плавания судна;
- использование средств автоматизированной радиолокационной прокладки для обеспечения безопасного расхождения с другими судами;
- применение автоматической идентификационной системы для обеспечения безопасности плавания с учетом факторов и ограничений, влияющих на ее работу;
- решение навигационных задач судовождения с использованием информации от радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- контроль исправности и точности работы радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- техническую эксплуатация регуляторов и систем автоматического регулирования радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- определение поправок технических систем судовождения;
- техническое обслуживание радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи.
2.6. Организацию службы на судне, соблюдения требований охраны труда и производственной санитарии, в том числе:
- внедрение общей судовой организации и контроль над ее соблюдением;
- организацию вахтенной службы и контроль над ее несением;
- организацию пассажирской службы и контроль над ней;
- организацию службы быта и контроль над ней;
- обеспечение соблюдения уставных требований к дисциплине всеми членами экипажа;
- организацию соблюдения требований охраны труда на судах;
- организацию выполнения на судне требований санитарных правил содержания судна.
В случае служебной необходимости помощник капитана-механика может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.
3. Права
Помощник капитана-механика имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.
3.2. На бесплатную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам.
3.4. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
3.5. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы.
3.6. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.
3.7. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.8. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.
4. Ответственность и оценка деятельности
4.1. Помощник капитана-механика несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:
4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.
4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.
4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.
4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.
4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.
4.2. Оценка работы помощника капитана-механика осуществляется:
4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.
4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.
4.3. Основным критерием оценки работы помощника капитана-механика является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.
5. Условия работы
5.1. Режим работы помощника капитана-механика определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.
5.2. В связи с производственной необходимостью помощник капитана-механика обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения)
С инструкцией ознакомлен ______/____________/ «__» _______ 20__ г.
(подпись)