Должностная инструкция гигиениста стоматологического (профстандарт)

УТВЕРЖДАЮ:

_______________________________

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Гигиениста стоматологического (профстандарт)

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность гигиениста стоматологического.

1.2. Решение о назначении на должность и об освобождении от должности гигиениста стоматологического принимает директор по представлению непосредственного руководителя.

1.3. Требования к образованию и обучению гигиениста стоматологического:

  • среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности «Стоматология профилактическая».

1.4. Требования к опыту практической работы гигиениста стоматологического:

  • Не предусмотрено

1.5. Особые условия допуска к работе гигиениста стоматологического:

  • сертификат специалиста по специальности «Стоматология профилактическая» и (или) свидетельство об аккредитации специалиста по специальности «Стоматология профилактическая»;
  • прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований);
  • отсутствие ограничений на занятие профессиональной деятельностью.

1.6. Другие характеристики для занятия должности гигиениста стоматологического:

С целью профессионального роста и присвоения квалификационных категорий:

  • дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации);
  • формирование профессиональных навыков через наставничество;
  • стажировка;
  • использование дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары);
  • тренинги в симуляционных центрах;
  • участие в конгрессных мероприятиях.

Соблюдение врачебной тайны, принципов медицинской этики и деонтологии в работе с пациентами, их законными представителями и коллегами.

Соблюдение программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья граждан, регулирующих медицинскую деятельность.

1.7. Гигиенист стоматологический в своей деятельности руководствуется:

  • действующими нормативными документами по вопросам выполняемой работы;
  • уставом организации, Правилами внутреннего трудового распорядка и локальными нормативными актами организации;
  • трудовым договором и настоящей должностной инструкцией.

1.8. Гигиенист стоматологический должен знать:

  • Правила внутреннего трудового распорядка;
  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
  • информацию, необходимую для выполнения своих должностных обязанностей. См. подробнее в разделе 2.

1.9. Гигиенист стоматологический подчиняется непосредственному руководителю.

1.10. На время отсутствия гигиениста стоматологического (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке.

2. Должностные обязанности, а также необходимые знания и умения для их выполнения

В обязанности гигиениста стоматологического входит:

2.1. Проведение обследования пациента для оценки и регистрации стоматологического статуса и гигиенического состояния рта:

  • проведение стоматологического обследования пациента;
  • сбор жалоб, анамнеза у пациента (его законного представителя);
  • оценка гигиенического состояния полости рта пациента;
  • интерпретация информации, полученной от пациента (его законного представителя);
  • интерпретация данных стоматологического обследования пациента;
  • направление пациента на консультацию к врачам-специалистам в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями, с учетом стандартов медицинской помощи;
  • выявление у пациента факторов риска стоматологических заболеваний: кариеса, некариозных поражений, заболеваний пародонта и слизистой оболочки рта
  • выявление у пациента факторов риска зубочелюстных аномалий, деформаций и предпосылок их развития;
  • выявление у пациента факторов риска возникновения предраковых заболеваний и злокачественных новообразований полости рта;
  • регистрация данных стоматологического статуса пациента в соответствии с действующей Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (далее – МКБ).

Необходимые умения:

  • Применять методы стоматологического обследования пациента в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями, с учетом стандартов медицинской помощи при стоматологических заболеваниях:
    • сбор жалоб и анамнеза;
    • визуальное обследование полости рта;
    • пальпация органов и тканей рта;
    • перкуссия зубов;
    • пальпация челюстно-лицевой области;
    • определение степени открывания рта и ограничения подвижности нижней челюсти;
    • инструментальное обследование полости рта;
    • проведение люминесцентной стоматоскопии;
    • проведение транслюминесцентной стоматоскопии;
    • определение индексов гигиены рта;
    • проведение витального окрашивания зубов;
    • определение пародонтальных индексов;
    • обследование состояния твердых тканей зубов;
    • обследование состояния тканей пародонта с помощью пародонтального зонда;
    • определение прикуса;
    • определение подвижности зубов.
  • Получать информацию от пациента (его законного представителя).
  • Оценивать гигиеническое состояние полости рта пациента.
  • Выявлять у пациента факторы риска стоматологических заболеваний: кариеса, некариозных поражений, заболеваний пародонта и слизистой оболочки рта.
  • Выявлять у пациента факторы риска зубочелюстных аномалий, деформаций и предпосылок их развития.
  • Выявлять у пациента факторы риска возникновения предраковых заболеваний и злокачественных новообразований полости рта.
  • Интерпретировать информацию, полученную от пациента (его законного представителя).
  • Анализировать и интерпретировать результаты стоматологического обследования.
  • Регистрировать данные стоматологического статуса пациента при стоматологических заболеваниях в соответствии с МКБ.

Необходимые знания:

  • роль зубочелюстной системы, возрастные изменения челюстно-лицевой области и факторы риска зубочелюстных аномалий;
  • строение зубов, челюстей и их нарушения при зубочелюстных аномалиях;
  • функционирование зубочелюстной системы в норме и при аномалиях;
  • этиология и патогенез стоматологических заболеваний;
  • методы стоматологического обследования пациента;
  • особенности стоматологического обследования пациентов различных возрастных групп;
  • методы оценки гигиенического состояния полости рта;
  • регистрация данных стоматологического статуса пациента;
  • клиническая картина, методы диагностики, классификация стоматологических заболеваний;
  • клинические проявления и течение стоматологических заболеваний у пациентов различных возрастных групп;
  • основы патологии, микробиологии, вирусологии, иммунологии и эпидемиологии;
  • комплексная взаимосвязь между стоматологическим здоровьем, питанием, общим здоровьем, заболеваниями, применением лекарственных препаратов;
  • оборудование, инструментарий и материалы для проведения стоматологического обследования;
  • люминесцентная и транслюминесцентная стоматоскопия;
  • принципы эргономики в профессиональной деятельности гигиениста стоматологического;
  • МКБ;
  • профилактика стоматологических заболеваний в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения), с учетом стандартов медицинской помощи.

Другие характеристики:

  • не предусмотрено.

2.2. Проведение лечебных и профилактических мероприятий и контроль их эффективности:

  • составление индивидуального плана лечебных и профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения стоматологических заболеваний, в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения), с учетом стандартов медицинской помощи;
  • выполнение индивидуального плана лечебных и профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения стоматологических заболеваний, в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения), с учетом стандартов медицинской помощи;
  • оценка эффективности реализации индивидуального плана лечебных и профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения стоматологических заболеваний;
  • обучение пациентов (их законных представителей) методикам использования индивидуальных средств и предметов гигиены полости рта;
  • назначение средств и предметов гигиены полости рта в зависимости от возраста и состояния полости рта пациента;
  • рекомендации по коррекции питания при заболеваниях полости рта и зубов;
  • профилактика болезней губ и слизистой оболочки полости рта;
  • проведение профессиональной гигиены полости рта;
  • проведение мероприятий по уходу за полостью рта для пациентов, пользующихся съемными или несъемными, ортопедическими или ортодонтическими конструкциями или имплантатами;
  • проведение мероприятий по отбеливанию зубов под контролем врача-стоматолога;
  • наблюдение и уход за полостью рта пациентов с ограниченными возможностями здоровья на дому;
  • выполнение работы по проведению медицинских осмотров в соответствии с нормативными правовыми актами;
  • выполнение мероприятий по соблюдению санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований в медицинских организациях;
  • оказание пациентам первичной доврачебной медико-санитарной помощи в неотложной форме.

Необходимые умения:

  • Составлять индивидуальный план лечебных и профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения стоматологических заболеваний, в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями, с учетом стандартов медицинской помощи при стоматологических заболеваниях.
  • Обосновывать выбор средств и предметов гигиены рта в зависимости от возраста и состояния полости рта пациента.
  • Реализовывать индивидуальный план лечебных и профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения стоматологических заболеваний, в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями, с учетом стандартов медицинской помощи при стоматологических заболеваниях:
    • обучение гигиене полости рта;
    • подбор средств и предметов гигиены полости рта;
    • обучение гигиене полости рта пациентов различных возрастных групп;
    • обучение законных представителей детей или лиц, осуществляющих уход за ними, методикам использования индивидуальных средств и предметов гигиены полости рта у детей;
    • проведение аппликационной анестезии;
    • проведение профессиональной гигиены полости рта;
    • удаление зубных отложений ручным, звуковым, ультразвуковым и воздушноабразивным способом;
    • местное применение фторидсодержащих средств;
    • местное применение реминерализующих средств;
    • герметизация фиссур зубов.
  • Проводить профессиональную гигиену полости рта у пациентов:
    • с некариозными поражениями зубов;
    • с повышенной чувствительностью зубов;
    • при флюорозе;
    • с имплантатами;
    • со съемными или несъемными ортопедическими или ортодонтическими конструкциями;
    • с инфекционными и паразитарными болезнями;
    • с болезнями системы кровообращения;
    • с болезнями нервной системы;
    • с болезнями органов пищеварения;
    • с болезнями эндокринной системы, расстройствами питания и нарушениями обмена веществ;
    • с болезнями органов дыхания;
    • с заболеваниями слизистой;
    • с психическими расстройствами;
    • с болезнями почек;
    • с врожденной расщелиной губы и неба;
    • с новообразованиями.
  • Оценивать эффективность реализации индивидуального плана лечебных и профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения стоматологических заболеваний.
  • Подбирать и применять медицинские изделия, средства и материалы для проведения мероприятий по профессиональной гигиене полости рта.
  • Осуществлять гигиенические мероприятия в зависимости от состояния твердых тканей зубов, тканей пародонта, слизистой оболочки полости рта и возраста пациента.
  • Проводить гигиенические мероприятия по уходу за полостью рта для пациентов, пользующихся съемными или несъемными, ортопедическими или ортодонтическими конструкциями или имплантатами.
  • Проводить профилактические мероприятия до и после отбеливания зубов.
  • Проводить профилактические стоматологические осмотры.
  • Соблюдать санитарно-гигиенические и противоэпидемические требования в медицинских организациях.
  • Оказывать первичную доврачебную медико-санитарную помощь в неотложной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.
  • Использовать стоматологическое оборудование в соответствии с правилами технической эксплуатации.
  • Применять средства индивидуальной защиты.

Необходимые знания:

  • цели и задачи индивидуальной и профессиональной гигиены полости рта;
  • классификация и механизм образования зубных отложений;
  • методы и технологии контроля зубного налета;
  • средства и предметы индивидуальной и профессиональной гигиены полости рта;
  • группы лекарственных препаратов и основы их фармакотерапевтического действия;
  • клиническая картина, методы лечения и профилактики стоматологических заболеваний;
  • особенности профилактики предраковых заболеваний и злокачественных новообразований полости рта;
  • особенности проведения люминесцентной и транслюминесцентной стоматоскопии;
  • организация и особенности обучения пациентов (их законных представителей) методикам использования индивидуальных средств и предметов гигиены полости рта;
  • принципы устройства и правила эксплуатации стоматологического оборудования;
  • оборудование, инструментарий и материалы, применяемые в профилактической стоматологии;
  • порядки оказания медицинской помощи, клинические рекомендации, стандарты медицинской помощи при стоматологических заболеваниях;
  • принципы диспансерного наблюдения пациентов в стоматологии;
  • санитарно-противоэпидемические требования в стоматологии;
  • особенности профессиональной гигиены полости рта у беременных;
  • особенности профессиональной гигиены полости рта у детей и подростков;
  • особенности профессиональной гигиены полости рта у ВИЧ-инфицированных пациентов;
  • особенности профессиональной гигиены полости рта у пациентов: с некариозными поражениями зубов, с повышенной чувствительностью зубов, при флюорозе, с имплантатами, со съемными или несъемными ортопедическими или ортодонтическими конструкциями, с инфекционными и паразитарными болезнями, с болезнями системы кровообращения, с болезнями нервной системы, с болезнями органов пищеварения, с болезнями эндокринной системы, расстройствами питания и нарушениями обмена веществ, с болезнями органов дыхания, с заболеваниями слизистой, с психическими расстройствами, с болезнями почек, с врожденной расщелиной губы и неба, с новообразованиями;
  • особенности профессиональной гигиены полости рта у пациентов, в том числе у лиц пожилого, старческого возраста;
  • критерии оценки эффективности индивидуального плана лечебных и профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения стоматологических заболеваний.

Другие характеристики:

  • не предусмотрено.

2.3. Проведение работы по санитарно-гигиеническому просвещению населения и пропаганде здорового образа жизни:

  • формирование у населения мотивации и позитивного поведения, направленного на сохранение и повышение уровня стоматологического здоровья;
  • проведение мероприятий санитарно-гигиенического просвещения населения и медицинского персонала с целью сохранения стоматологического здоровья и пропаганды здорового образа жизни;
  • разработка программ профилактики стоматологических заболеваний среди населения;
  • составление планов проведения «уроков здоровья», текстов бесед, памяток, лекций по профилактике стоматологических заболеваний с учетом специфики обучаемых групп населения;
  • проведение работы по реализации программы профилактики стоматологических заболеваний;
  • содействие развитию у педагогических работников образовательных организаций мотивации к формированию у детей знаний о методах и средствах профилактики стоматологических заболеваний, ведению здорового образа жизни и отказу от вредных привычек;
  • проведение санитарно-гигиенического просвещения среди пациентов (их законных представителей);
  • проведение анкетирования и опроса населения по вопросам профилактики стоматологических заболеваний.

Необходимые умения:

  • формировать у населения мотивацию и позитивное поведение, направленное на сохранение и повышение уровня стоматологического здоровья;
  • проводить мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению населения и медицинского персонала с целью сохранения стоматологического здоровья и пропаганды здорового образа жизни в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями с учетом стандартов медицинской помощи;
  • разрабатывать программы профилактики стоматологических заболеваний среди населения;
  • организовывать участие педагогических работников образовательных организаций, законных представителей пациентов в реализации программы профилактики стоматологических заболеваний;
  • проводить анкетирование и опрос пациентов (их законных представителей), индивидуальные и групповые беседы о методах сохранения здоровья полости рта;
  • составлять планы проведения «уроков здоровья», тексты бесед, памяток, лекций по профилактике стоматологических заболеваний с учетом специфики обучаемых групп населения;
  • анализировать результаты анкетирования и опросов пациентов (их законных представителей) по вопросам профилактики стоматологических заболеваний;
  • оценивать физическое развитие и функциональное состояние организма пациента
  • планировать мероприятия по сохранению и укреплению стоматологического здоровья различных возрастных групп населения.

Необходимые знания:

  • основные критерии здорового образа жизни и методы его формирования;
  • роль стоматологического просвещения в профилактике стоматологических заболеваний;
  • цели, задачи, формы и методы санитарно-гигиенического просвещения в области профилактики стоматологических заболеваний среди населения и пропаганды здорового образа жизни;
  • цели, задачи, организационная структура и методы практической реализации программы профилактики стоматологических заболеваний среди населения;
  • социально-гигиенические и медицинские аспекты алкоголизма, наркоманий, токсикомании, основные принципы их профилактики;
  • основные гигиенические мероприятия оздоровительного характера, способствующие укреплению здоровья и профилактике возникновения стоматологических заболеваний;
  • критерии оценки эффективности стоматологического просвещения;
  • особенности проведения стоматологического просвещения с учетом возрастных групп населения;
  • роль позитивного поведения для сохранения и повышения уровня стоматологического здоровья населения.

Другие характеристики:

  • не предусмотрено.

2.4. Проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала:

  • составление плана работы и отчета о своей работе;
  • ведение медицинской документации, в том числе в форме электронного документа;
  • контроль выполнения должностных обязанностей находящимся в распоряжении младшим медицинским персоналом;
  • проведение работы по обеспечению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
  • анализ медико-статистических показателей стоматологической заболеваемости населения обслуживаемой территории;
  • предоставление медико-статистических показателей;
  • анализ результатов реализации программы профилактики стоматологических заболеваний среди населения;
  • использование в работе информационных систем в сфере здравоохранения и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
  • использование в работе персональных данных пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну.

Необходимые умения:

  • составлять план работы и отчет о своей работе;
  • заполнять медицинскую документацию, в том числе в форме электронного документа, и контролировать качество ее ведения;
  • анализировать медико-статистические показатели стоматологической заболеваемости населения обслуживаемой территории;
  • анализировать результаты реализации программы профилактики стоматологических заболеваний;
  • использовать информационные системы и информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»;
  • контролировать выполнение должностных обязанностей находящимся в распоряжении младшим медицинским персоналом.

Необходимые знания:

  • принципы организации работы системы оказания профилактической стоматологической медицинской помощи населению;
  • нормативные правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность гигиениста стоматологического;
  • правила оформления медицинской документации в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю «стоматология», в том числе в форме электронного документа;
  • правила работы в информационных системах в сфере здравоохранения и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
  • требования охраны труда, основы личной безопасности и конфликтологии
  • должностные обязанности находящегося в распоряжении младшего медицинского персонала.

Другие характеристики:

  • не предусмотрено.

2.5. Оказание медицинской помощи в экстренной форме:

  • оценка состояния, требующего оказания медицинской помощи в экстренной форме;
  • распознавание состояний, представляющих угрозу жизни, включая состояние клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания), требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме;
  • оказание медицинской помощи в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания)), в том числе беременным и детям;
  • выполнение мероприятий базовой сердечно-легочной реанимации.

Необходимые умения:

  • оценивать состояния, требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме;
  • распознавать состояния, представляющие угрозу жизни, включая состояние клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания), требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме;
  • выполнять мероприятия базовой сердечно-легочной реанимации;
  • оказывать медицинскую помощь в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания), в том числе беременным и детям.

Необходимые знания:

  • методика сбора жалоб и анамнеза жизни и заболевания у пациентов (их законных представителей) или лиц, осуществляющих уход;
  • методика физикального исследования пациентов (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация);
  • клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и (или) дыхания;
  • правила проведения базовой сердечно-легочной реанимации.

Другие характеристики:

  • не предусмотрено.

3. Права

Гигиенист стоматологический имеет право:

3.1. Знакомиться с проектными решениями руководства, касающимися его деятельности.

3.2. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными
настоящей инструкцией обязанностями.

3.3. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю о недостатках, выявленных в процессе исполнения должностных обязанностей, и вносить предложения по их устранению.

3.4. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.5. Запрашивать лично или через непосредственного руководителя информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Гигиенист стоматологический несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, – и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы гигиениста стоматологического осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем – регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы гигиениста стоматологического является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Порядок пересмотра должностной инструкции

5.1. Должностная инструкция пересматривается, изменяется и дополняется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.

5.2. С приказом о внесении изменений (дополнений) в должностную инструкцию знакомятся под расписку все гигиенисты стоматологические организации, на которых распространяется действие этой инструкции.

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ “____” _______ 20__ г.

(подпись)

Кнопка «Наверх»