Должностная инструкция техника (профстандарт)

УТВЕРЖДАЮ:

_______________________________

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Техника (профстандарт)

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность техника.

1.2. Решение о назначении на должность и об освобождении от должности техника принимает директор по представлению непосредственного руководителя.

1.3. Требования к образованию и обучению техника:

  • Среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена;
  • Дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации.

1.4. Требования к опыту практической работы техника:

  • Не предусмотрено.

1.5. Особые условия допуска к работе техника:

  • Не предусмотрено

1.6. Другие характеристики для занятия должности техника:

  • Освоение базовых знаний русского жестового языка для общения с гражданами с нарушением слуха при проведении слухопротезирования.

1.7. Техник в своей деятельности руководствуется:

  • действующими нормативными документами по вопросам выполняемой работы;
  • уставом организации, Правилами внутреннего трудового распорядка и локальными нормативными актами организации;
  • трудовым договором и настоящей должностной инструкцией.

1.8. Техник должен знать:

  • Правила внутреннего трудового распорядка;
  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
  • информацию, необходимую для выполнения своих должностных обязанностей. См. подробнее в разделе 2.

1.9. Техник подчиняется непосредственному руководителю.

1.10. На время отсутствия техника (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке.

2. Должностные обязанности, а также необходимые знания и умения для их выполнения

В обязанности техника входит:

2.1. Выявление существующих у гражданина проблем и потребностей в слухоречевой коммуникации:

  • Ведение документации гражданина;
  • Сбор сведений об условиях жизни гражданина и проблемах со слухом;
  • Беседа с родственниками гражданина о его коммуникативных способностях;
  • Выявление возможных проблем, требующих оказания медицинской помощи;
  • Выявление проблем, которые могут повлиять на процесс слухопротезирования и на ожидаемый результат;
  • Определение отношения гражданина к слухопротезированию, его предпочтений и ожиданий;
  • Принятие решения о слухопротезировании или об обращении за оказанием медицинской помощи.

Необходимые умения:

  • С помощью визуального осмотра и дополнительных вопросов выявлять другие проблемы, которые могут повлиять на слухопротезирование;
  • Проводить осмотр наружного слухового прохода;
  • Заполнять документацию.

Необходимые знания:

  • Основы анатомии наружного и среднего уха;
  • Основы физиологии и патологии слухового анализатора;
  • Основы сурдологии и слухопротезирования;
  • Основы психоакустики;
  • Нормальная отоскопическая картина наружного слухового прохода и барабанной перепонки;
  • Признаки заболеваний уха, требующие обращения за оказанием медицинской помощи.

Другие характеристики:

  • Все действия должны проводиться при выполнении следующих требований к окружающей обстановке. Требования к помещению:
    • Тип помещения – офисный, площадь не менее 15 м2. Помещение должно включать следующие зоны: зона ожидания, зона аудиометрии, зона настройки, зона снятия слепков;
    • Специальные требования: акустические параметры зоны настройки должны соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО 8253-1-2012, ГОСТ Р ИСО 8253-2-2012 и иметь площадь не менее 10 м2, минимальный объем помещения 25 м3.

2.2. Тестирование и анализ проблем со слухом и восприятием речи у гражданина:

  • Проведение осмотра наружного слухового прохода с помощью отоскопа;
  • Выявление противопоказаний к дальнейшему прохождению тестирования и слухопротезирования, требующих направления для оказания медицинской помощи;
  • Проведение аудиометрических измерений слуха гражданина для определения порогов восприятия чистых тонов по воздуху и по кости с использованием при необходимости маскировки;
  • Проведение надпороговой аудиометрии с целью определения порогов дискомфорта по воздушному звукопроведению на всех октавных частотах;
  • Проведение импедансометрии для выявления объективных показателей состояния среднего уха;
  • Определение порога восприятия речи и порога разборчивости речи;
  • Выявление противопоказаний к дальнейшему слухопротезированию, требующих обращения за оказанием медицинской помощи;
  • Определение степени потери слуха, ее типа и формы.

Необходимые умения:

  • Пользоваться отоскопом;
  • Проводить стандартный аудиометрический тест по воздуху и по кости с использованием при необходимости маскировки;
  • Проводить импедансометрию;
  • Проводить надпороговую аудиометрию для определения порогов дискомфорта по воздушному звукопроведению;
  • Проводить речевую аудиометрию;
  • Оценивать разборчивость речи в шуме;
  • Определять степень потери слуха (I-IV, глухота), тип и форму потери слуха.

Необходимые знания:

  • Основы анатомии наружного и среднего уха;
  • Основы физиологии и патологии слухового анализатора;
  • Основы сурдологии и слухопротезирования;
  • Основы психоакустики;
  • Признаки нормальной отоскопической картины наружного слухового прохода и барабанной перепонки;
  • Признаки заболеваний уха, требующих направления гражданина для оказания медицинской помощи;
  • Принцип работы оборудования, необходимого для проведения аудиометрических исследований;
  • Методики аудиометрических исследований;
  • Методики надпороговой аудиометрии;
  • Методики речевой аудиометрии;
  • Основы аудиологии, сурдологии.

Другие характеристики:

  • Все действия должны проводиться при выполнении следующих требований к окружающей обстановке. Требования к помещению:
    • Тип помещения – офисный, площадь не менее 15 м2. Помещение должно включать следующие зоны: зона ожидания, зона аудиометрии, зона настройки, зона снятия слепков;
    • Специальные требования: акустические параметры зоны настройки должны соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО 8253-1-2012, ГОСТ Р ИСО 8253-2-2012 и иметь площадь не менее 10 м2, минимальный объем помещения 25 м3;
    • Минимально необходимый комплект оборудования: набор ушных воронок, отоскоп или видеоотоскоп, аудиометр с головными телефонами, компьютер со звуковой картой, усилитель и минимум две аудиоколонки, шумомер (третьего класса точности), импедансометр (с функцией тимпанометрии и акустической рефлексометрии).

2.3. Выбор схемы слухопротезирования и модели слухового аппарата гражданину:

  • Определение требуемой схемы коррекции слуха; определение ситуации, когда коррекция с помощью слуховых аппаратов неэффективна; направление для оказания медицинской помощи при невозможности коррекции с помощью слуховых аппаратов;
  • Определение потенциальных ограничений действий по коррекции слуха и круга моделей слуховых аппаратов, пригодных для протезирования данного гражданина;
  • Выбор конструктивного типа слухового аппарата;
  • Выбор функциональных возможностей (ценовой категории) слухового аппарата;
  • Сравнительный анализ слуховых аппаратов с точки зрения разборчивости речи и порогов слуха;
  • Выбор конкретной модели слухового аппарата.

Необходимые умения:

  • Соотносить характеристики конкретной модели слухового аппарата с потерей слуха и аудиометрическими данными гражданина;
  • Соотносить потребности и пожелания гражданина с конкретным набором свойств и функций слухового аппарата.

Необходимые знания:

  • Основы анатомии среднего и наружного уха;
  • Основы аудиологии и сурдологии;
  • Основы психоакустики;
  • Конструктивные особенности слуховых аппаратов и их функциональные характеристики;
  • Технические характеристики, приведенные в инструкциях по эксплуатации и технической документации на слуховые аппараты;
  • Ценовые категории слуховых аппаратов, различия этих категорий по функциям.

Другие характеристики:

  • Все действия должны проводиться при выполнении следующих требований к окружающей обстановке. Требования к помещению:
    • Тип помещения – офисный, площадь не менее 15 м2. Помещение должно включать следующие зоны: зона ожидания, зона аудиометрии, зона настройки, зона снятия слепков;
    • Специальные требования: акустические параметры зоны настройки должны соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО 8253-1-2012, ГОСТ Р ИСО 8253-2-2012 и иметь площадь не менее 10 м2, минимальный объем помещения 25 м3;
    • Минимально необходимый комплект оборудования: набор ушных воронок, отоскоп или видеоотоскоп, аудиометр с головными телефонами, компьютер со звуковой картой, усилитель и минимум две аудиоколонки, шумомер (третьего класса точности), импедансометр (с функцией тимпанометрии и акустической рефлексометрии).

2.4. Первичная настройка и оперативный сервис слухового аппарата:

  • Осмотр наружного слухового прохода для проверки наличия противопоказаний к снятию слепков;
  • Снятие слепков, предварительный выбор места установки отоблока (при необходимости);
  • Выбор конфигурации ушного вкладыша и/или корпуса внутриушного аппарата и материала для его изготовления;
  • Осмотр вкладыша и слухового аппарата на предмет механических повреждений и острых выступов;
  • Примерка слухового аппарата и вкладыша гражданину;
  • Настройка слухового аппарата в соответствии с показаниями аудиограммы гражданина;
  • Дополнительная настройка слухового аппарата на основании пожеланий гражданина;
  • Выбор оптимального способа вентиляции ушного канала;
  • Определение правильности подбора и настройки слухового аппарата по результатам контрольного теста разборчивости речи.

Необходимые умения:

  • Проводить осмотр наружного слухового прохода с использованием отоскопа;
  • Проводить процедуру снятия слепков;
  • Проводить визуальную оценку качества изготовления ушного вкладыша, корпуса внутриушного слухового аппарата;
  • Правильно и эффективно использовать имеющееся штатное и специализированное программное обеспечение по настройке слуховых аппаратов;
  • Оценивать уровень разборчивости речи при заданной настройке слуховых аппаратов;
  • Оценивать работоспособность слуховых аппаратов гражданина;
  • Выполнять простейшие виды ремонта слуховых аппаратов (очистка от серы вкладышей, замена звуководов, замена крюков).

Необходимые знания:

  • Основы анатомии и физиологии органа слуха;
  • Основы патологии органа слуха;
  • Основы психоакустики;
  • Методы оценки нарушений слуха;
  • Признаки заболеваний, являющихся показаниями и противопоказаниями к слухопротезированию;
  • Структура и конструкция слуховых аппаратов;
  • Методы обработки сигналов в слуховых аппаратах;
  • Формулы настройки слуховых аппаратов;
  • Программы настройки слуховых аппаратов различных производителей;
  • Особенности работы слухового аппарата при использовании ушных вкладышей различных типов, изготовленных из различных материалов;
  • Возможности использования вкладышей, изготовленных из различных материалов, у граждан различных возрастных групп, с различными вариантами нарушения слуха, с учетом информации о нормальной или патологической анатомии наружного и среднего уха.

Другие характеристики:

  • Все действия должны проводиться при выполнении следующих требований к окружающей обстановке. Требования к помещению:
    • Тип помещения – офисный, площадь не менее 15 м2. Помещение должно включать следующие зоны: зона ожидания, зона аудиометрии, зона настройки, зона снятия слепков;
    • Специальные требования: акустические параметры зоны настройки должны соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО 8253-1-2012, ГОСТ Р ИСО 8253-2-2012 и иметь площадь не менее 10 м2, минимальный объем помещения 25 м3;
    • Минимально необходимый комплект оборудования: набор ушных воронок, отоскоп или видеоотоскоп, аудиометр с головными телефонами, компьютер со звуковой картой, усилитель и минимум две аудиоколонки, шумомер (третьего класса точности), импедансометр (с функцией тимпанометрии и акустической рефлексометрии).

2.5. Предпродажная подготовка (индивидуальная комплектация) слуховых аппаратов, обучение гражданина и разработка плана реабилитации, оформление документов розничной реализации:

  • Ознакомление гражданина с особенностями использования слухового аппарата в различных акустических ситуациях;
  • Обучение гражданина правилам установки, снятия слухового аппарата;
  • Информирование гражданина о правилах эксплуатации слухового аппарата и ежедневного ухода за ним;
  • Ознакомление гражданина с особенностями использования батареек для слухового аппарата и с правилами их утилизации;
  • Обучение гражданина приемам совместного использования телефона и слухового аппарата;
  • Информирование гражданина о его правах на дополнительную подстройку слухового аппарата, о порядке ремонта и возврата слухового аппарата, о праве на получение компенсации (для инвалидов);
  • Согласование графика повторных визитов;
  • Ознакомление гражданина с дополнительными аксессуарами к слуховому аппарату, их назначением и возможностями;
  • Информирование гражданина о рекомендуемых занятиях с сурдопедагогом;
  • Подготовка комплекта из выбранных слуховых аппаратов, аксессуаров и необходимой документации для оформления документов розничной реализации.

Необходимые умения:

  • Демонстрировать возможности слухового аппарата в различных акустических ситуациях;
  • Научить гражданина правильно надевать и снимать слуховой аппарат;
  • Демонстрировать процедуры ежедневного ухода за слуховым аппаратом и использование батареек;
  • Демонстрировать совместное использование слухового аппарата и телефона;
  • Демонстрировать возможности дополнительных аксессуаров к слуховому аппарату.

Необходимые знания:

  • Основы аудиологии и психоакустики;
  • Практические вопросы слухопротезирования;
  • Основы функционирования слуховых аппаратов;
  • Функциональные возможности используемых слуховых аппаратов;
  • Методические рекомендации производителей слуховых аппаратов по уходу и эксплуатации;
  • Законодательство в сфере охраны здоровья;
  • Региональные нормы и правила обеспечения инвалидов и приравненных к ним групп граждан техническими средствами реабилитации.

Другие характеристики:

  • Все действия должны проводиться при выполнении следующих требований к окружающей обстановке. Требования к помещению:
    • Тип помещения – офисный, площадь не менее 15 м2. Помещение должно включать следующие зоны: зона ожидания, зона аудиометрии, зона настройки, зона снятия слепков;
    • Специальные требования: акустические параметры зоны настройки должны соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО 8253-1-2012, ГОСТ Р ИСО 8253-2-2012 и иметь площадь не менее 10 м2, минимальный объем помещения 25 м3;
    • Минимально необходимый комплект оборудования: компьютер со звуковой картой, усилитель и минимум две аудиоколонки, шумомер (третьего класса точности).

3. Права

Техник имеет право:

3.1. Знакомиться с проектными решениями руководства, касающимися его деятельности.

3.2. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

3.3. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю о недостатках, выявленных в процессе исполнения должностных обязанностей, и вносить предложения по их устранению.

3.4. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.5. Запрашивать лично или через непосредственного руководителя информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Техник несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, – и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы техника осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем – регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия – периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы техника является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Порядок пересмотра должностной инструкции

5.1. Должностная инструкция пересматривается, изменяется и дополняется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.

5.2. С приказом о внесении изменений (дополнений) в должностную инструкцию знакомятся под расписку все техники, на которых распространяется действие этой инструкции.

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ “____” _______ 20__ г.

(подпись)

Кнопка «Наверх»