Должностная инструкция врача-неонатолога (профстандарт)

УТВЕРЖДАЮ:

_______________________________

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Врача-неонатолога (профстандарт)

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность врача-неонатолога.

1.2. Решение о назначении на должность и об освобождении от должности врача-неонатолога принимает директор по представлению непосредственного руководителя.

1.3. Требования к образованию и обучению врача-неонатолога:

  • Высшее образование – специалитет по одной из специальностей: “Лечебное дело”, “Педиатрия и подготовка в интернатуре и (или) ординатуре по специальности “Неонатология” или подготовка в интернатуре и (или) ординатуре по одной из специальностей: “Анестезиология-реаниматология”, “Педиатрия” и профессиональная переподготовка по специальности “Неонатология”.

1.4. Требования к опыту практической работы врача-неонатолога:

  • Не предусмотрено.

1.5. Особые условия допуска к работе врача-неонатолога:

  • Сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации по специальности “Неонатология”;
  • Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных
    медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • Отсутствие ограничений на занятие профессиональной деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации.

1.6. Другие характеристики для занятия должности врача-неонатолога:

  • С целью профессионального роста и присвоения квалификационных категорий:
    • дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации);
    • формирование профессиональных навыков через наставничество;
    • стажировка;
    • использование современных дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары);
    • тренинги в симуляционных центрах;
    • участие в съездах, конгрессах, конференциях, мастер-классах.
  • Соблюдение врачебной тайны, клятвы врача, принципов врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами, их законными представителями и коллегами.
  • Соблюдение нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья граждан,
    регулирующих деятельность медицинских организаций и медицинских работников, программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

1.7. Врач-неонатолог в своей деятельности руководствуется:

  • действующими нормативными документами по вопросам выполняемой работы;
  • уставом организации, Правилами внутреннего трудового распорядка и локальными нормативными актами организации;
  • трудовым договором и настоящей должностной инструкцией.

1.8. Врач-неонатолог должен знать:

  • Правила внутреннего трудового распорядка;
  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
  • информацию, необходимую для выполнения своих должностных обязанностей. См. подробнее в разделе 2.

1.9. Врач-неонатолог подчиняется непосредственному руководителю.

1.10. На время отсутствия врача-неонатолога (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке.

2. Должностные обязанности, а также необходимые знания и умения для их выполнения

В обязанности врача-неонатолога входит:

2.1 Оказание медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям непосредственно после рождения (в родильном зале):

  • Получение информации о состоянии здоровья матери ребенка, течении и исходах предыдущих беременностей и родов, течении настоящих беременности и родов;
  • Клинический осмотр и оценка состояния новорожденного и недоношенного ребенка в родильном зале;
  • Оказание медицинской помощи новорожденному и недоношенному ребенку в родильном зале в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи;
  • Формулирование предварительного диагноза с учетом Международной статистической классификации болезней (далее – МКБ), клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи;
  • Организация и осуществление транспортировки новорожденного и недоношенного ребенка из родильного зала в соответствии с его состоянием.

Необходимые умения:

  • Интерпретировать и анализировать полученную информацию о состоянии здоровья матери ребенка, течении и исходах предыдущих беременностей и родов, течении настоящих беременности и родов;
  • Выявлять факторы риска развития патологии у новорожденного и недоношенного ребенка, которые могут возникнуть в процессе родов и сразу после рождения ребенка;
  • Проводить оценку признаков живорождения;
  • Проводить клинический осмотр новорожденного и недоношенного ребенка и оценивать его состояние непосредственно после рождения, в том числе применяя:
    • оценку состояния по шкале Апгар;
    • оценку дыхательных расстройств по шкалам Сильвермана и Даунса;
    • оценку физического развития;
    • оценку степени зрелости.
  • Организовывать и оказывать медицинскую помощь новорожденному и недоношенному ребенку в родильном зале в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи;
  • Диагностировать хирургические заболевания у новорожденных и недоношенных, требующие оказания медицинской помощи в неотложной форме, в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи;
  • Назначать и организовывать проведение лабораторных и инструментальных исследований у новорожденных и недоношенных детей в родильном зале в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи;
  • Проводить диагностические манипуляции:
    • взятие крови из пупочной вены;
    • определение группы крови и резус-фактора;
    • пульсоксиметрию.
  • Интерпретировать результаты лабораторных исследований у новорожденных и недоношенных детей, полученные в первые часы жизни;
  • Проводить поддержание и восстановление жизненно важных функций организма при угрожающих жизни состояниях у новорожденных и недоношенных детей в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи, в том числе:
    • применять теплосберегающие технологии в зависимости от гестационного возраста и массы тела новорожденного ребенка;
    • обеспечивать проходимость верхних дыхательных путей;
    • проводить оксигенотерапию;
    • осуществлять интубацию трахеи;
    • проводить санацию трахеи;
    • осуществлять искусственную вентиляцию легких ручными и аппаратными методами;
    • использовать методы неинвазивной искусственной вентиляции легких;
    • пунктировать и катетеризировать пупочную вену;
    • пунктировать и катетеризировать кубитальную и другие периферические вены;
    • осуществлять внутривенное введение лекарственных препаратов;
    • осуществлять установку воздуховода;
    • осуществлять эндотрахеальное введение лекарственных препаратов;
    • проводить непрямой массаж сердца.
  • Организовывать подготовку к эксплуатации медицинских изделий, предназначенных для диагностики состояния и лечения новорожденных и недоношенных детей;
  • Применять медицинские изделия, предназначенные для диагностики состояния и лечения новорожденных и недоношенных детей, с соблюдением требований охраны труда и эпидемиологической безопасности;
  • Осуществлять транспортировку новорожденного и недоношенного ребенка из родильного зала в соответствии с его состоянием, в том числе:
    • осуществлять поддержание температуры тела новорожденного и недоношенного ребенка при транспортировке;
    • осуществлять поддержание функций жизненно важных органов и систем при транспортировке.
  • Формулировать предварительный диагноз с учетом МКБ, клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи.

Необходимые знания:

  • Порядок оказания медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям;
  • Стандарты специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям;
  • Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям;
  • МКБ;
  • Основные определения и статистические понятия, характеризующие антенатальный, перинатальный и неонатальный периоды;
  • Методика сбора информации о состоянии здоровья, течении беременности и родов у матери ребенка;
  • Физиология и патология развития плода;
  • Физиология и патология плода в интранатальном периоде;
  • Признаки живорождения;
  • Методика осмотра новорожденного и недоношенного ребенка в родильном зале;
  • Формализованные шкалы, принятые в неонатологии, которые используются для оценки состояния новорожденных и недоношенных детей (шкала Апгар) и для стандартизации оценки выраженности клинических симптомов;
  • Методики оценки физического развития новорожденного и недоношенного ребенка;
  • Морфофункциональные характеристики доношенного новорожденного ребенка;
  • Морфофункциональные характеристики недоношенного новорожденного ребенка в зависимости от гестационного возраста;
  • Физиология адаптации новорожденного и недоношенного ребенка в первые минуты и часы жизни;
  • Особенности терморегуляции у доношенных и недоношенных новорожденных;
  • Методы медицинской помощи новорожденному и недоношенному ребенку в родильном зале;
  • Клиническая картина и диагностика состояний у новорожденных и недоношенных детей, требующих оказания медицинской помощи в неотложной форме;
  • Клиническая картина и диагностика состояний у новорожденных и недоношенных детей, требующих хирургического лечения;
  • Принципы подготовки к работе и эксплуатации медицинских изделий, предназначенных для диагностики состояния и лечения новорожденных и недоношенных детей;
  • Требования охраны труда при работе с медицинскими изделиями, предназначенными для диагностики состояния и лечения новорожденных и недоношенных детей;
  • Эпидемиология и профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям;
  • Принципы транспортировки новорожденных и недоношенных детей.

Другие характеристики:

  • Не предусмотрены.

2.2 Проведение медицинского обследования новорожденных и недоношенных детей с целью установления диагноза:

  • Получение информации о состоянии здоровья матери ребенка, течении и исходах предыдущих беременностей и родов, течении настоящих беременности и родов, динамике состояния ребенка после рождения, анамнезе заболевания ребенка;
  • Клинический осмотр новорожденного и недоношенного ребенка;
  • Назначение лабораторных и инструментальных исследований новорожденным и недоношенным детям в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи;
  • Назначение консультаций врачей-специалистов в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи;
  • Интерпретация результатов осмотров, лабораторных и инструментальных исследований у новорожденных и недоношенных детей;
  • Формулирование диагноза с учетом МКБ, клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи.

Необходимые умения:

  • Интерпретировать и анализировать полученную информацию о состоянии здоровья матери ребенка, течении и исходах предыдущих беременностей и родов, течении настоящих беременности и родов, динамике состояния ребенка после рождения, анамнезе заболевания ребенка;
  • Проводить клинический осмотр новорожденного и недоношенного ребенка;
  • Интерпретировать данные клинического осмотра новорожденного и недоношенного ребенка:
    • оценивать общее состояние;
    • оценивать жизненно важные функции;
    • оценивать неврологический статус;
    • оценивать физическое развитие;
    • оценивать степень зрелости;
    • оценивать анатомо-физиологическое состояние органов и систем;
    • оценивать степень тяжести патологических состояний и нарушений жизненно важных функций.
  • Интерпретировать и анализировать показатели прикроватного мониторирования жизненно важных функций у новорожденных и недоношенных детей;
  • Организовывать и осуществлять забор биологического материала у новорожденных и недоношенных детей с диагностической целью:
    • производить взятие капиллярной крови;
    • производить взятие крови из пупочной вены;
    • производить взятие крови из периферической вены;
    • производить взятие мочи мочеприемником и катетером;
    • производить взятие спинномозговой жидкости при люмбальной пункции;
    • производить взятие соскобов и мазков со слизистых оболочек, патологических очагов на коже;
    • производить взятие аспирата из трахеи;
    • производить взятие содержимого желудка с помощью желудочного зонда;
    • производить взятие плевральной жидкости при пункции плевральной полости.
  • Обосновывать и планировать объем лабораторных исследований у новорожденных и недоношенных детей в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи;
  • Интерпретировать и анализировать результаты лабораторных исследований у новорожденных и недоношенных детей;
  • Обосновывать и планировать объем инструментальных исследований у новорожденных и недоношенных детей в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи;
  • Интерпретировать и анализировать результаты инструментальных исследований у новорожденных и недоношенных детей;
  • Обосновывать проведение новорожденным и недоношенным детям консультаций врачей-специалистов в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи;
  • Анализировать результаты осмотров новорожденных и недоношенных детей врачами-специалистами;
  • Интерпретировать и анализировать результаты комплексного обследования новорожденных и недоношенных детей;
  • Выявлять у новорожденных и недоношенных детей транзиторные состояния неонатального периода;
  • Выявлять у новорожденных и недоношенных детей клинические симптомы и синдромы, патологические состояния и заболевания (в том числе с привлечением врачей-специалистов по медицинским показаниям):
    • угрожающие жизни состояния, требующие проведения интенсивной терапии и реанимационных мероприятий;
    • врожденные пороки развития органов и систем;
    • заболевания и патологические состояния нервной, дыхательной, сердечнососудистой, пищеварительной, мочеполовой, эндокринной, иммунной, костно-суставной, кроветворной и лимфатической систем, а также кожи, ее придатков, пуповинного остатка, подкожно-жировой клетчатки, органов чувств, уха, горла, носа;
    • инфекционно-воспалительные заболевания;
    • нарушения терморегуляции;
    • нарушения нутритивного статуса;
    • водные и электролитные расстройства;
    • расстройства углеводного обмена;
    • нарушения кислотно-основного и газового состояния крови;
    • нарушения обмена билирубина;
    • расстройства гемостаза;
    • генетические заболевания, в том числе наследственные и врожденные нарушения обмена веществ;
    • онкологические заболевания;
    • заболевания, требующие хирургического лечения.
  • Применять методы дифференциальной диагностики заболеваний и патологических состояний новорожденных и недоношенных детей в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи;
  • Формулировать диагноз с учетом МКБ, клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи;
  • Интерпретировать и анализировать результаты динамического наблюдения и обследования новорожденных и недоношенных детей.

Необходимые знания:

  • Порядки оказания медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям;
  • Стандарты специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям;
  • Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи новорожденньм и недоношенным детям;
  • МКБ;
  • Основные определения и статистические понятия, характеризующие антенатальный, перинатальный и неонатальный периоды;
  • Методика сбора информации о состоянии здоровья, течении беременности и родов у матери ребенка, анамнезе жизни и анамнезе заболевания ребенка;
  • Физиология и патология развития плода;
  • Физиология и патология плода в интранатальном периоде;
  • Морфофункциональные характеристики доношенного новорожденного ребенка;
  • Морфофункциональные характеристики недоношенного новорожденного ребенка в зависимости от гестационного возраста;
  • Особенности течения неонатального периода; транзиторные (пограничные) состояния новорожденного ребенка;
  • Особенности развития недоношенных детей;
  • Методика клинического осмотра новорожденного и недоношенного ребенка;
  • Методики оценки состояния доношенных новорожденных и недоношенных детей с использованием шкал, принятых в неонатологии;
  • Методики оценки физического развития новорожденного и недоношенного ребенка;
  • Методики оценки постнатального физического развития доношенных новорожденных и недоношенных детей;
  • Этиология и патогенез патологических состояний и заболеваний доношенного новорожденного ребенка;
  • Этиология и патогенез патологических состояний и заболеваний недоношенного ребенка;
  • Симптомы заболеваний и патологических состояний у новорожденных и недоношенных детей;
  • Заболевания и патологические состояния у новорожденных и недоношенных детей, требующие консультаций врачей-специалистов;
  • Клиническая картина состояний, требующих проведения интенсивной терапии и реанимационной помощи, у новорожденных и недоношенных детей;
  • Клиническая картина состояний, требующих проведения хирургического лечения новорожденным и недоношенным детям;
  • Современные методы параклинической диагностики заболеваний и патологических состояний у новорожденных и недоношенных детей;
  • Медицинские показания и медицинские противопоказания к использованию методов лабораторной диагностики новорожденных и недоношенных детей;
  • Медицинские показания и медицинские противопоказания к использованию методов инструментальной диагностики новорожденных и недоношенных детей.

Другие характеристики:

  • Не предусмотрены.

2.3 Проведение вскармливания, выхаживания и лечения новорожденных и недоношенных детей:

  • Назначение питания новорожденным и недоношенным детям в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи;
  • Назначение лечебного питания новорожденным и недоношенным детям с заболеваниями и патологическими состояниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи;
  • Организация и назначение условий выхаживания и методов ухода за новорожденными и недоношенными детьми в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи;
  • Оценка эффективности вскармливания новорожденных и недоношенных детей;
  • Определение плана лечения новорожденных и недоношенных детей в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи;
  • Назначение лекарственных препаратов новорожденным и недоношенным детям в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с

учетом стандартов медицинской помощи;

  • Назначение лечения новорожденным и недоношенным детям с применением медицинских изделий в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи;
  • Назначение немедикаментозного лечения новорожденным и недоношенным детям в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи;
  • Оценка эффективности и безопасности проводимого лечения новорожденных и недоношенных детей.

Необходимые умения:

  • Назначать и проводить питание новорожденных и недоношенных детей в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи;
  • Назначать и проводить лечебное питание новорожденных и недоношенных детей с учетом их состояния в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи;
  • Устанавливать назогастральный и орогастральный зонды новорожденным и недоношенным детям;
  • Осуществлять контроль эффективности питания новорожденных и недоношенных детей;
  • Назначать лечебно-охранительный режим новорожденным и недоношенным детям в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи;
  • Назначать и применять методы выхаживания и ухода, в том числе развивающего, за новорожденными и недоношенными детьми в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи;
  • Составлять план лечения новорожденных и недоношенных детей в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи;
  • Назначать и проводить лечение новорожденных и недоношенных детей (в том числе с привлечением врачей-специалистов по медицинским показаниям):
    • при инфекционно-воспалительных заболеваниях;
    • нарушениях терморегуляции;
    • водных и электролитных расстройствах;
    • нарушениях кислотно-основного и газового состояния крови;
    • нарушениях углеводного обмена;
    • расстройствах гемостаза;
    • наследственных и врожденных нарушениях обмена веществ;
    • нарушениях обмена билирубина;
    • заболеваниях и патологических состояниях нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочеполовой, эндокринной, иммунной, костно-суставной, кроветворной и лимфатической систем, а также кожи, ее придатков, пуповинного остатка, подкожно-жировой клетчатки, органов чувств, уха, горла, носа.
  • Определять медицинские показания к проведению у новорожденных и недоношенных детей:
    • пункции и катетеризации пупочной вены;
    • пункции и катетеризации кубитальной и других периферических вен;
    • внутривенных введений лекарственных препаратов;
    • внутримышечного введения лекарственных препаратов;
    • подкожного введения лекарственных препаратов;
    • постановки назогастрального зонда;
    • перорального введения лекарственных препаратов;
    • ректального введения лекарственных препаратов;
    • постановки очистительной клизмы;
    • постановки мочевого катетера;
    • фототерапии;
    • ингаляции лекарственных препаратов через небулайзеры;
    • оксигенотерапии;
    • интубации трахеи;
    • санации трахеобронхиального дерева;
    • установки воздуховода;
    • респираторной поддержки с постоянным положительным давлением в дыхательных путях;
    • неинвазивной искусственной вентиляции легких;
    • искусственной вентиляции легких;
    • эндотрахеального введения лекарственных препаратов;
    • операции заменного переливания крови;
    • операции частичной обменной трансфузии при полицитемии;
    • гемотрансфузии;
    • спинномозговой пункции;
    • пункции и дренирования плевральной полости.
  • Назначать лекарственные препараты новорожденным и недоношенным детям в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи;
  • Применять медицинские изделия, предназначенные для диагностики состояния и лечения новорожденных и недоношенных детей, с соблюдением требований охраны труда и эпидемиологической безопасности в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи;
  • Назначать немедикаментозное лечение новорожденным и недоношенным детям в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи;
  • Организовывать подготовку к эксплуатации медицинских изделий, предназначенных для диагностики состояния и лечения новорожденных и недоношенных детей;
  • Осуществлять профилактику инфекций у новорожденных и недоношенных детей, связанных с оказанием медицинской помощи.

Необходимые знания:

  • Порядки оказания медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям;
  • Стандарты специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям;
  • Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям;
  • МКБ;
  • Современные принципы вскармливания и лечебного питания новорожденных и недоношенных детей;
  • Принципы лечебно-охранительного режима в неонатологии;
  • Современные представления о методах выхаживания и ухода, в том числе развивающего, за недоношенными детьми и новорожденными детьми с заболеваниями и патологическими состояниями;
  • Методы лечения новорожденных и недоношенных детей с заболеваниями и патологическими состояниями;
  • Механизмы действия лекарственных препаратов, применяемых в неонатологии; медицинские показания и медицинские противопоказания к их назначению; возможные осложнения и побочные действия;
  • Особенности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных препаратов у новорожденных и недоношенных детей;
  • Особенности введения лекарственных препаратов новорожденным и недоношенным детям;
  • Принципы и методы немедикаментозной терапии новорожденных и недоношенных детей (фототерапия, укладки, иммобилизация при травмах, повязки (пластыри, пленки) при повреждениях кожи, восстановительного лечения; медицинские показания и медицинские противопоказания; возможные осложнения и побочные действия;
  • Принципы и методы асептики и антисептики;
  • Принципы профилактики инфекций у новорожденных и недоношенных детей, связанных с оказанием медицинской помощи;
  • Принципы подготовки к эксплуатации медицинских изделий, предназначенных для диагностики состояния и лечения новорожденных и недоношенных детей;
  • Требования охраны труда при работе с медицинскими изделиями, предназначенными для диагностики состояния и лечения новорожденных и недоношенных детей;
  • Принципы и методы оказания реанимационной помощи новорожденным и недоношенным детям;
  • Нормативные правовые документы, определяющие порядок констатации биологической смерти.

Другие характеристики:

  • Не предусмотрены.

2.4 Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни, санитарно-гигиеническому просвещению населения:

  • Просветительная работа по сохранению здоровья новорожденных и недоношенных детей;
  • Организация и проведение профилактических медицинских мероприятий по охране здоровья новорожденных и недоношенных детей;
  • Организация и проведение мероприятий по поддержке грудного вскармливания;
  • Организация и проведение неонатальных скринингов на наследственные и врожденные заболевания;
  • Организация и проведение вакцинопрофилактики инфекционных заболеваний у новорожденных и недоношенных детей;
  • Организация и проведение противоэпидемических мероприятий в случае возникновения очага инфекции в отделениях неонатологического профиля (совместно с врачом-эпидемиологом).

Необходимые умения:

  • Рекомендовать профилактические и оздоровительные мероприятия новорожденным и недоношенным детям;
  • Обучать законных представителей ребенка и ухаживающих лиц навыкам физиологического ухода за новорожденными и недоношенными детьми;
  • Обучать законных представителей ребенка и ухаживающих лиц навыкам профилактики заболеваний новорожденных и недоношенных детей;
  • Организовывать и проводить мероприятия по поддержке грудного вскармливания;
  • Рекомендовать оптимальный вид питания для новорожденного и недоношенного ребенка в случаях невозможности грудного вскармливания;
  • Проводить просветительную работу, направленную на сохранение здоровья новорожденных и недоношенных детей;
  • Организовывать и проводить профилактику инфекций у новорожденных и недоношенных детей, связанных с оказанием медицинской помощи;
  • Организовывать проведение неонатальных скринингов на врожденные и наследственные заболевания;
  • Организовывать проведение вакцинопрофилактики инфекционных заболеваний у новорожденных и недоношенных детей;
  • Организовывать и проводить профилактику и лечение осложнений, связанных с вакцинопрофилактикой инфекционных заболеваний у новорожденных и недоношенных детей;
  • Организовывать и проводить противоэпидемические мероприятия в случае возникновения очага инфекции в отделениях неонатологического профиля (совместно с врачом-эпидемиологом).

Необходимые знания:

  • Порядок оказания медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям;
  • Стандарты специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям;
  • Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям;
  • МКБ;
  • Физиология неонатального периода;
  • Физиологические характеристики недоношенных детей разного гестационного возраста;
  • Основы физиологического и развивающего ухода за доношенным новорожденным ребенком;
  • Основы физиологического и развивающего ухода за недоношенным ребенком;
  • Принципы грудного вскармливания;
  • Методы становления и поддержания лактации;
  • Профилактика возникновения и прогрессировать заболеваний неонатального и младенческого периодов;
  • Профилактика возникновения и прогрессирования заболеваний недоношенных детей;
  • Принципы проведения оздоровительных мероприятий;
  • Принципы проведения неонатальных скринингов на врожденные и наследственные заболевания;
  • Нормативные правовые документы, регламентирующие проведение неонатальных скринингов;
  • Нормативные правовые документы, регламентирующие проведение вакцинопрофилактики инфекционных заболеваний у новорожденных и недоношенных детей;
  • Медицинские показания и медицинские противопоказания к вакцинопрофилактике инфекционных заболеваний у новорожденных и недоношенных детей;
  • Осложнения при проведении вакцинопрофилактики у новорожденных и недоношенных детей, их предотвращение и лечение;
  • Принципы проведения противоэпидемических мероприятий в случае возникновения очага инфекции в отделении неонатологического профиля;
  • Правила профилактики у новорожденных и недоношенных детей инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи.

Другие характеристики:

  • Не предусмотрены.

2.5 Проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала:

  • Составление плана работы и отчета о своей работе;
  • Ведение медицинской документации, в том числе в форме электронного документа;
  • Контроль выполнения должностных обязанностей находящимся в распоряжении медицинским персоналом;
  • Проведение работы по обеспечению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
  • Использование информационно-аналитических систем и информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”;
  • Использование в работе персональных данных пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну.

Необходимые умения:

  • Составлять план работы и отчет о своей работе;
  • Заполнять медицинскую документацию, в том числе в форме электронного документа, контролировать качество ее ведения;
  • Проводить анализ медико-статистических показателей заболеваемости новорожденных и недоношенных детей, перинатальной, ранней неонатальной, неонатальной и младенческой смертности;
  • Использовать информационно-аналитические системы и информационно-
    телекоммуникационную сеть “Интернет”;
  • Использовать в работе персональные данные пациентов и сведения, составляющие врачебную тайну;
  • Выполнять должностные обязанности с соблюдением правил внутреннего трудового распорядка, требований пожарной безопасности, охраны труда;
  • Осуществлять контроль выполнения должностных обязанностей находящимся в распоряжении медицинским персоналом.

Необходимые знания:

  • Правила оформления медицинской документации в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю “неонатология”;
  • Правила работы в информационно-аналитических системах и информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”;
  • Требования пожарной безопасности, охраны труда, основы личной безопасности и конфликтологии, правила внутреннего трудового распорядка;
  • Требования к обеспечению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
  • Должностные обязанности медицинских работников в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю “неонатология”.

Другие характеристики:

  • Не предусмотрены.

2.6 Оказание медицинской помощи в экстренной форме:

  • Оценка состояния пациентов, требующего оказания медицинской помощи в экстренной форме.
  • Распознавание состояний, представляющих угрозу жизни пациентов, включая состояние клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания), требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме.
  • Оказание медицинской помощи в экстренной форме пациентам при состояниях, представляющих угрозу жизни пациентов, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания).
  • Применение лекарственных препаратов и медицинских изделий при оказании медицинской помощи в экстренной форме.

Необходимые умения:

  • Распознавать состояния, представляющие угрозу жизни пациентам, включая состояние клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания), требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме.
  • Выполнять мероприятия базовой сердечно-легочной реанимации.
  • Оказывать медицинскую помощь в экстренной форме пациентам при состояниях, представляющих угрозу жизни пациентов, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания).
  • Применять лекарственные препараты и медицинские изделия при оказании медицинской помощи в экстренной форме.

Необходимые знания:

  • Методика сбора жалоб и анамнеза у пациентов (их законных представителей).
  • Методика физикального исследования пациентов (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация).
  • Клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и (или) дыхания.
  • Правила проведения базовой сердечно-легочной реанимации.

Другие характеристики:

  • Не предусмотрены.

3. Права

Врач-неонатолог имеет право:

3.1. Знакомиться с проектными решениями руководства, касающимися его деятельности.

3.2. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

3.3. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю о недостатках, выявленных в процессе исполнения должностных обязанностей, и вносить предложения по их устранению.

3.4. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.5. Запрашивать лично или через непосредственного руководителя информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Врач-неонатолог несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, – и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы врача-неонатолога осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем – регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия – периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы врача-неонатолога является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Порядок пересмотра должностной инструкции

5.1. Должностная инструкция пересматривается, изменяется и дополняется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.

5.2. С приказом о внесении изменений (дополнений) в должностную инструкцию знакомятся под расписку все врачи-неонатологи, на которых распространяется действие этой инструкции.

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ “____” _______ 20__ г.

(подпись)

Кнопка «Наверх»